ГОСТ Р 56261—2014
Процессные инновации подразумеваютзначительные изменения в оборудовании и программном
обеспечении, используемых предприятиями, ориентированными на предоставлениеуслугили в проце
дурах итехнологиях оказания услуг.
П р и м е ч а м и е — Примерами служат внедрение отслеживающего устройства GPS в транспортном
обслуживании, освоение новой системы резервирования в туристическом агентстве и разработка новых техноло
гий управления проектами в консультационной компании.
Процессные инновации также включают новые или значительно улучшенные технологии, обору
дование и программное обеспечение, используемые во вспомогательных видах деятельности, таких,
как снабжение, бухгалтерский учет, обработка данных и техническое обслуживание. Внедрение новой
или значительноусовершенствованной информационно-коммуникационнойтехнологии(ИКТ)является
процессной инновацией, если оно нацелено на повышение эффективности или качества вспомогатель
ной деятельностипредприятия.
Применительно к товарам различие между продуктами и процессами очевидно. Однако в сфере
услуг оно может быть менее явным, поскольку производство, предоставление и потребление многих
услугможетпроисходитьодновременно. Вот некоторые рекомендации потому, как различать продукто
вые и процессные инновации в сфереуслуг:
1) если инновация включает новые или значительно улучшенныехарактеристики услуги, предла
гаемой потребителям, то она является продуктовой инновацией;
2) если инновация включает новые или значительно улучшенные методы, оборудование или ква
лификацию работников при оказании услуг, то она является процессной инновацией;
3) если инновация включает значительныеулучшения, как вхарактеристикахпредлагаемой услу
ги, так и в методах, оборудовании или квалификации работников при оказании услуг, то она является
одновременнопродуктовой ипроцессной инновацией.
Во многих случаях инновация в сфере услуг может относиться только к одному типу. К примеру,
предприятия могутпредложитьновую услугуили уже существующуюуслугусновымихарактеристиками
без значительногоизменения способа предоставления этой услуги. Подобным образом, существенные
улучшенияпроизводственного процесса, например, снижениезатратнадоставку, можетникакнеповли
ятьна характеристики самой услуги, продаваемой потребителям.
5.1.3 Статистический обзор продуктовых и процессных инноваций
Изобзоров инноваций по предприятиям следует, чтодоля предприятий, занимающихся продукто выми
ипроцессными инновациями, значительноварьирует вразныхстранах(см. рисунок 1)изависитот
Организационныв|’марг.етингоеые инновации
■ Продуктобые/’процвссные инновации
Рисунок 1 — Доля инновационных предприятий по типам инновационной деятельности. 2008—2010 гг.
(% всех инновационных предприятий)
8