ГОСТ Р 55820—2013
Примечание — Прежнее наименование — стандартный образец предприятия — недопустимо.
3.1.8 намин: Дефект поверхности острякового рельса, представляющий собой зону деформиро
ванного металла в виде блестящей полосы, образовавшейся в процессе правки на роликоправильной
машине в результате воздействия планшайбы роликоправильной машины на рельс и расположенной на
боковой грани головки со стороны короткого плеча подошвы рельса.
Примечание — Описание дефекта «намин» приведено в приложении А.
3.1.9 нейтральная плоскость рельса: Горизонтальная продольная плоскость, проходящая че
рез центр тяжести поперечного сечения рельса.
3.1.10 опорный отражатель: Искусственный отражатель в образце объекта контроля или по
верхность объекта контроля, используемые для настройки чувствительности контроля.
3.1.11 плавка: Объем стали, выплавляемой единовременно в сталеплавильном агрегате.
Примечание — При выплавке стали в печах большой емкости и ее разливке в два и более ковшей каж
дый ковш считают самостоятельной плавкой.
3.1.12 поверенный стенд: Инспекторский стеллаж, аттестованный и поверенный метрологиче
ской службой.
3.1.13 поверхность катания рельса: Верхняя поверхность головки рельса, где возможно кон
тактирование рельса с колесами подвижного состава.
Примечание — Поверхность катания включает в себя поверхность головки рельса от точки сопряжения
радиуса R80 с нерабочей наклонной боковой гранью головки с уклоном 1:3 со стороны короткого плеча подошвы до
точки сопряжения радиуса R15 с рабочей наклонной боковой гранью головки рельса с уклоном 1:20 со стороны
длинного плеча подошвы (см. рисунки 1,2 и 3).
3.1.14 полнопрофильная проба: Отрезок рельса полного сечения заданной длины, предназна
ченный для испытаний.
3.1.15 рельсы общего назначения: Рельсы, предназначенные для изготовления конструкций
верхнего строения железнодорожного пути широкой колеи общего пользования, применяемых в обыч
ных условиях эксплуатации (для скоростей движения до 140 км/ч).
3.1.16 рельсы специального назначения: Рельсы, предназначенные для изготовления кон
струкций верхнего строения железнодорожного пути широкой колеи общего пользования, применяемых в
особых условиях эксплуатации (для скоростей движения более 140 км/ч — для скоростного, скорост ного
совмещенного и высокоскоростного пассажирского движения).
3.1.17 серия плавок: Ряд плавок стали одной марки, разливаемых непрерывно через один про
межуточный ковш способом «плавка на плавку».
3.1.18 сканирование: Процесс регламентированного перемещения преобразователя по по
верхности (или над поверхностью) контролируемого объекта или (и) перемещения контролируемого
объекта относительно преобразователя.
3.1.19 скоростное совмещенное движение: Способ организации движения железнодорожного
подвижного состава, при котором по одним и тем же железнодорожным путям осуществляют грузовое и
пассажирское движение со скоростями до 140 км/ч и скоростное пассажирское движение со скоростями
более 140 км/ч.
3.1.20 смежные плавки: Плавки, смежные в серии.
3.1.21 смежные рельсы: Рельсы из одного раската, расположенные последовательно.
3.1.22 условно-дефектный рельс: Рельс, содержащий один или более участков, на которых
при первичном контроле информативный параметр неразрушающего метода контроля, принятый в ка
честве признака дефекта, выходит за пределы, установленные настоящим стандартом.
3.1.23 условный размер несплошности: Расстояние по длине рельса между крайними положе
ниями преобразователя, в которых фиксируют сигнал от несплошности при заданном значении услов ной
чувствительности.
3.2 Обозначения групп неметаллических включений — по ГОСТ Р 51685.
Примечание — В европейской стандартизации обозначения групп неметаллических включений уста
новлены в стандарте [1].
3