ГОСТ Р 55820—2013
7.11.2 Поверхности торцов (5.7.5) контролируют визуально.
7.11.3 При визуальном контроле качества поверхности вид дефектов определяют по ГОСТ 21014
и приложению А.
При необходимости используют пробную вырубку или другой способ, гарантирующий правиль
ность определения вида и размеров дефекта. Раздвоение стружки при вырубке считают признаком
дефекта.
7.11.4 Для проверки соответствия требованиям перечисления н) 5.13 контроль качества поверх
ности рельсов (дефектов поверхности) проводят на всех отобранных (по 6.5.12) рельсах визуально по
7.11.2 и 7.11.3.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.12 Контроль механических свойств
7.12.1 Определение механических свойств рельсов при испытании на растяжение (5.8) проводят
по ГОСТ 1497 на цилиндрических образцах типа III № 6 диаметром 6 мм и начальной расчетной длиной
рабочей части 30 мм.
Образцы вырезают из проб, отобранных по 6.5.5, из головки — из зоны выкружки со стороны длин
ного плеча подошвы возможно ближе к поверхности катания вдоль направления прокатки.
Образцы перед испытанием на растяжение допускается выдерживать до 6 ч при температуре не
более 200 °С.
7.12.2 Для проверки соответствия требованиям перечисления р) 5.13 контроль механических
свойств (5.8) проводят на одном образце, изготовленном из рельса, отобранного согласно 6.5.12.
Изготовление образца и проведение испытания — аналогично 7.12.1.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.13 Контроль твердости рельсов
7.13.1 Твердость рельсов (5.9) контролируют по ГОСТ 9012 с помощью приборов Бринелля с ша
риком диаметром 10 мм при величине испытательной нагрузки 29,42 кН (3000,0 кгс) и продолжительно сти
выдержки под нагрузкой не менее 15 с. Допускается определять твердость по ГОСТ 9012 с исполь
зованием твердосплавного шарика диаметром 2,5 мм при испытательной нагрузке 1,839 кН (187,5 кгс)
и продолжительности выдержки под нагрузкой не менее 15 с.
В опорных случаях следует использовать стационарные приборы Бринелля с шариком диа
метром 10 мм.
7.13.2 Место определения твердости на поверхности катания рельса или темплета, вырезанного
из пробы, отобранной согласно 6.5.7, должно быть зачищено для удаления окалины и поверхности
должна быть не более Rz25 по ГОСТ 2789.
7.13.3 Твердость на поверхности катания и по длине рельсов и проб (5.9.1,5.9.2) определяют на
головке (в верхней точке профиля рельса) по трем замерам с интервалом (25 + 5) мм вдоль рельса на
каждой из проб, или на рельсе.
7.13.4 Для проверки соответствия требованиям перечисления с) 5.13 контроль твердости рельсов
на поверхности катания (5.9.1) проводят на одной полнопрофильной пробе длиной от 100 до 150 мм,
вырезанной из рельса, отобранного согласно 6.5.12, на расстоянии не менее 150 мм от торца рельса;
для контроля разности твердости на поверхности катания по длине (5.9.2) от рельса категории
НТ320ВС отбирают три полнопрофильных пробы длиной от 100 до 150 мм: две — на расстоянии не
менее 150 мм от торцов и одну — в середине рельса, отобранного согласно 6.5.12.
Подготовка проб и выполнение измерений твердости — по 7.13.1—7.13.3.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.14 Контроль копровой прочности рельсов
7.14.1Контроль копровой прочности рельсов (5.10) проводят на полнопрофильной пробе длиной
(1300 ± 50) мм, отобранной по 6.5.6. Пробу устанавливают горизонтально головкой вверх на две цилин
дрические опоры с радиусами закругления (125 ± 2) мм и расстоянием между осями опор (1000 ± 5) мм
и подвергают однократному удару грузом массой (1000 ± 3) кг, падающим с заданной высоты. Радиус
закругления бойка падающего груза — (125 ± 2) мм.
Высота, с которой груз падает, температура пробы и критерий испытания — согласно 5.10 (таб
лица 10).
26