ГОСТ Р 55820—2013
7.15.3 Допускается контроль обезуглероженного слоя по твердости. Для этого на образце из го
ловки рельса после минимальной шлифовки со стороны поверхности катания (не более 0,5 мм) изме
ряют твердость по Бринеллю в трех точках по верху головки вдоль рельса. Результат контроля считают
положительным, если все три полученных значения твердости не ниже минимальной величины твердо сти,
указанной 5.9.1 для данной категории рельсов.
Примечание — В европейской стандартизации методики контроля глубины обезуглероженного слоя
установлены в стандартах [2] и [3].
7.15.4 Для проверки соответствия требованиям перечисления ф) 5.13 контроль микроструктуры
рельсов (5.11.1 и 5.11.2) следует проводить на образцах, вырезанных из рельса, отобранного согласно
6.5.12. Размеры и расположение образцов, подготовка образцов для контроля, выполнение контро ля
— по 7.15.1 и 7.15.2.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.16 (Исключен, Изм. № 1).
7.17 Контроль маркировки рельсов
Контроль маркировки рельсов (5.12) проводят для каждого рельса визуальным осмотром или с
помощью автоматизированных систем.
8 Транспортирование и хранение
8.1 Рельсы транспортируют железнодорожным, автомобильным, речным или морским видами
транспорта при соблюдении правил перевозок, действующих на соответствующем виде транспорта.
8.2 Погрузку и крепление рельсов проводят в соответствии с техническими условиями размеще
ния и крепления грузов на данном виде транспорта, утвержденными соответствующими федеральны
ми органами исполнительной власти.
8.3 Отгружаемая партия рельсов должна сопровождаться паспортом по ГОСТ 2.601, содер
жащим:
- наименование или условное обозначение предприятия-изготовителя;
- обозначение настоящего стандарта;
- тип рельсов;
- категорию рельсов;
- класс точности изготовления профиля рельсов;
- класс прямолинейности рельсов;
- класс качества поверхности рельсов;
- способ выплавки и марку стали;
- отпечатки или описание приемочных знаков уполномоченного представителя владельца инфра
структуры железнодорожного транспорта и описание маркировки рельсов красками;
- число рельсов с указанием длины, массы и номеров плавок;
- результаты приемо-сдаточных испытаний;
- дату оформления паспорта;
- номер вагона или другого транспортного средства;
- наименование и адрес покупателя;
- номер заказа (договора).
8.4 При изготовлении, погрузке, транспортировании и складировании не допускается поврежде
ние рельсов. Не допускается падение рельсов с высоты более 1 м. Рельсы, упавшие с высоты более
1 м, считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.
При погрузочных операциях не рекомендуется применять магнитные захваты.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
8.5 При хранении рельсы должны быть уложены на ровных площадках, в штабелях с использова
нием деревянных прокладок так, чтобы не возникали повреждение, деформация и ухудшение прямо
линейности рельсов.
28