ГОСТ Р 55820—2013
7.2 Контроль длины рельсов
Длину рельсов (5.2.2) измеряют лазерным измерителем длины, или рулеткой измерительной ме
таллической по ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм, или другим способом, обеспечивающим требуемую
точность измерения.
7.3 Контроль прямолинейности рельсов в целом
7.3.1 Прямолинейность рельсов в целом (5.2.4) контролируют визуально.
7.3.2 Кривизну рельса в целом определяют на поверенном плоском стенде вручную по стреле
прогиба, которую измеряют по хорде (по наибольшему зазору между поверхностью рельса и стру ной,
натянутой между его концами) с помощью линейки измерительной по ГОСТ 427. Радиус прогиба (см.
таблицу 4) рассчитывают по стреле прогиба и длине хорды, измеренной аналогично 7.2.
7.3.3 Для проверки соответствия требованиям перечисления л) 5.13 контроль прямолинейно
сти рельсов в целом выполняют в соответствии с 7.3.2 без применения средств автоматизированного
контроля. Отбор рельсов — по 6.5.12.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.4Контроль отклонений рельсов от прямолинейности
7.4.1 Отклонения рельсов от прямолинейности (5.2.4) на всей их длине определяют с помощью
автоматизированных средств контроля по методикам, аттестованным по ГОСТ Р 8.563 либо с примене
нием соответствующих СИ утвержденного типа.
7.4.2 При отсутствии автоматизированного контроля прямолинейности рельсов на концах и в
переходных зонах контроль этих участков рельсов следует проводить на аттестованном плоском стен де
вручную с помощью контрольных линеек, щупов, в соответствии с приложением Д. Для контроля
следует использовать линейки поверочные типов ШД или ШП (по ГОСТ 8026, второго класса точности)
базовой длиной, указанной в таблице 4.
Отклонение рельсов от прямолинейности следует определять по наибольшему зазору между по
верхностью рельса и контрольной линейкой (по хорде или касательной) с помощью щупов плоских по
ГОСТ 8925. Допускается использовать щупы, изготовленные в соответствии с рисунками Е.12, Е.13
(приложение Е), и контрольные линейки — в соответствии с рисунками Е.14 (приложение Е).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
При определении отклонения концов рельсов от прямолинейности в вертикальной плоскости вниз
точка начала отклонения поверхности рельса от контрольной линейки должна быть расположена на
расстоянии не менее 0,6 м от торца, в соответствии с таблицей Д.2 (приложение Д).
7.4.3 В спорных случаях контроль прямолинейности в любом месте рельсов проводят вручную по
7.4.2 и приложению Д.
7.4.4 Для проверки соответствия требованиям перечисления л) 5.13 контроль прямолинейности
рельсов (5.2.4) выполняют по 7.4.2 и приложению Д. Отбор рельсов — по 6.5.12.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
7.5Контроль скручивания рельсов
7.5.1 Скручивание рельсов в целом (5.2.5.1) определяют с помощью автоматизированных средств
контроля по методикам, аттестованным по ГОСТ Р 8.563, либо с применением соответствующих СИ
утвержденного типа, включенных в государственный реестр СИ.
7.5.2 При отсутствии автоматизированного контроля скручивание рельса в целом определяют как
зазор между краем основания подошвы и горизонтальной плоскостью аттестованного стенда у концов
рельса (при приемочном контроле у изготовителя) и в любом сечении рельса (при факультативном
входном контроле у потребителя и в спорных случаях) с помощью щупов.
7.5.3 Скручивание концов рельса определяют на базе 1 м с помощью автоматизированных
средств контроля по методикам, аттестованным по ГОСТ Р 8.563, либо с применением соответствую
щих СИ утвержденного типа, включенных в государственный реестр СИ.
7.5.4 При отсутствии автоматизированного контроля скручивание концов рельса определяют с по
мощью шаблона, как указано на рисунке Е.1 (приложение Е), прикладывая шаблон до соприкосновения с
опорной поверхностью подошвы рельса трех опор: двух — на расстоянии 1 м от торца рельса и од ной —
у торца рельса, и определяя щупами зазор между четвертой опорой шаблона и нижней (опорной)
поверхностью подошвы у торца рельса. Шаблон подлежит первичной и периодической калибровке.
23