ГОСТ Р 55820—2013
контроля загрязненности рельсов неметаллическими включениями изготавливают один шлиф. Общее
число шлифов, подлежащих контролю, должно быть 6 шт. Недостающие шлифы готовят из тех же проб.
Для повторного контроля загрязненности неметаллическими включениями рельсов пробы отби рают
от противоположных концов контрольных рельсов или от прилегающих концов смежных рельсов. 6.5.9
Пробы для контроля микроструктуры рельсов (5.11.1) и глубины обезуглероженного слоя
(5.11.2) отбирают от одного из контрольных рельсов.
Допускается отбирать пробы для определения глубины обезуглероженного слоя при помощи пил
горячей резки.
6.5.10 При документально подтвержденном отсутствии контрольных рельсов для изготовления
проб используют один любой рельс данной плавки.
6.5.11 Все отобранные пробы клеймят номером плавки и клеймами СТК предприятия-изготови
теля и представителя уполномоченного подразделения владельца инфраструктуры железнодорожного
транспорта.
6.5.12 Отбор образцов рельсов для проверки выполнения требований безопасности (5.13) прово
дят в следующем порядке. Выбирают методом «вслепую» (по ГОСТ 18321, подраздел 3.4) одну произ
вольную плавку из десяти последовательных. После приемки рельсов этой плавки из годных рельсов
выбирают методом «вслепую» (по ГОСТ 18321, подраздел 3.4) десять произвольных рельсов класса
прочности 260 или 320 и на каждом рельсе проверяют соответствие маркировки требованиям 5.12.1.1,
5.12.2.1, 5.12.4.1. Указанные десять рельсов далее используют для проверки соответствия требовани
ям перечислений а) —н) 5.13.
Затем из указанных десяти рельсов выбирают методом «вслепую» (по ГОСТ 18321, подраздел 3.4)
один рельс и из его вырезают пробы и образцы для проверки соответствия требованиям перечисле
ний п)—х) 5.13.
Примечание1 — Допускается в качестве заготовок образцов (проб) использовать образцы (пробы)
или их обломки после испытаний, например изготавливать из прошедшей копровые испытания пробы образцы
для контроля отсутствия флокенов и недопустимых дефектов макроструктуры, для контроля микроструктуры,
для определения химического состава, механических свойств. При этом образцы следует вырезать из концов
обломков образцов (проб), противоположных поверхностям разрушения.
Примечание 2 — Методы проверки выполнения требований безопасности (5.13) приведены в соответ
ствующих пунктах раздела 7 настоящего стандарта.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
7 Методы контроля
7.1 Контроль размеров и формы поперечного сечения рельсов
7.1.1 Размеры и форму поперечного сечения (5.2.1.1—5.2.1.3) контролируют автоматизированны
ми средствами контроля в соответствии с приложением В (метод Г).
Допускается проведение контроля размеров и формы поперечного сечения рельсов вручную
средствами допускового контроля — шаблонами. Вид шаблонов для контроля размеров и формы по
перечного сечения рельсов приведен в приложении Е. Шаблоны для контроля размеров и формы по
перечного сечения рельса должны соответствовать классу точности изготовления профиля рельсов
определенного типа (см. таблицу 3). Шаблоны подлежат первичной и периодической калибровке.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
При контроле шаблонами размеры и форму поперечного сечения контролируют на расстоянии от
100 до 200 мм от торца рельса, а толщины шейки — у торца рельса в средней части ее высоты.
Допускается проводить выборочный контроль размеров и формы поперечного сечения рельса
шаблонами в различных местах по всей длине рельса.
7.1.2 В спорных случаях контроль рельсов проводят шаблонами. Контроль размеров, доступных
для измерения, допускается выполнять штангенциркулями по ГОСТ 166.
7.1.3 Для проверки соответствия требованиям перечислений а)—к) 5.13 контроль размеров и
формы поперечного сечения рельсов выполняют в соответствии с 7.1.1 и 7.1.2 без применения средств
автоматизированного контроля. Отбор рельсов — по 6.5.12.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
22