ГОСТ Р 55820—2013
- месяц (римскими цифрами) и последние две цифры года изготовления (арабскими цифрами);
- тип рельса;
- марку стали (с обозначением способа выплавки);
- обозначение направления прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец
рельса по ходу прокатки).
5.12.1.2 Маркировку выкатывают на расстоянии не менее 1,2 м от торцов рельса с периодич
ностью не более 4 м по длине рельса.
5.12.1.3 Маркировочные знаки должны быть высотой от 15 до 25 мм и выступать на высоту от 0,6
до 1,3 мм с плавным переходом к поверхности шейки.
5.12.1.4 Допускается дополнительно выкатывать не более четырех знаков в виде выпуклых точек
диаметром от 2 до 3 мм высотой до 1 мм и выпуклых линий высотой до 1 мм и длиной до 80 мм.
5.12.2Маркировка, наносимая клеймовочной машиной
5.12.2.1 На среднюю часть шейки каждого рельса со стороны длинного плеча подошвы в горячем
состоянии наносят вдавленную маркировку, содержащую:
- обозначение сталеплавильного агрегата и порядковый номер плавки;
- номер ручья МНЛЗ.
На контрольные рельсы дополнительно наносят латинские буквы
А
или У. Букву
А
наносят на
первые рельсы каждого ручья, полученные из заготовок, соответствующих началу разливки плавки,
букву У — на последние рельсы каждого ручья, полученные из заготовок, соответствующих окончанию
разливки плавки.
5.12.2.2 Маркировку наносят на каждом остряковом рельсе в одном либо в двух местах на рас
стоянии не менее 2,0 м от торцов:
- для рельсов номинальной длиной 10790 мм и 8340 мм маркировка должна находиться в преде
лах от 4600 мм до 6200 мм от одного из торцов;
- для рельсов номинальной длиной 6555 мм маркировка должна находиться в пределах от
2700 мм до 3900 мм от одного из торцов.
Длина маркировки не должна превышать 300 мм. Расстояние между знаками, за исключением
пробела, должно быть от 20 до 40 мм. Маркировочные знаки должны быть высотой от 12 до 15 мм, глу
биной от 0,4 до 1,5 мм с углом наклона (10 ± 5)° к вертикальной оси рельса. Знаки должны быть четкими, без
острых очертаний контуров и вершин.
5.12.2.1, 5.12.2.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.12.2.3 Не допускается наносить и исправлять клеймением в холодном состоянии маркировоч
ные знаки, нанесенные на рельс в горячем состоянии.
5.12.3 Маркировка приемочными знаками
На торце головки каждого принятого рельса наносят холодным клеймением приемочные знаки
службы технического контроля предприятия-изготовителя и представителя владельца инфраструктуры
железнодорожного транспорта.
5.12.4 Маркировка краской
5.12.4.1 На каждый принятый рельс наносят несмываемой краской категорию рельса, класс точ
ности профиля, класс прямолинейности, класс качества поверхности рельса и сорт рельса.
5.12.4.2 Закрашивание знаков выбитой маркировки (согласно 5.12.3, 5.12.5.1, 5.12.6) не допус
кается.
5.12.5 Дополнительная маркировка
5.12.5.1 Допускается на один из торцов рельса на подошве в холодном состоянии наносить клей
мением номер плавки, номер ручья, номер заготовки в ручье и категорию рельса. При этом отдельные
знаки маркировки допускается исправлять.
5.12.5.2 Дополнительную маркировку рельсов несмываемой краской выполняют по требованию
заказчика. Вид, место нанесения и цвет краски устанавливают по соглашению предприятия-изготовите ля
и представителя владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.
5.12.6 Обозначение контрольных рельсов
Условное обозначение контрольных рельсов включает:
- индекс «Л», который наносят холодным клеймением на передний торец первых рельсов, соот
ветствующих подусадочной части слитков или прокатанных из первых по ходу непрерывной разливки
заготовок каждого ручья разливки плавки;
16