ГОСТ Р 55820—2013
6.1.4Протоколы с результатами приемо-сдаточных испытаний и контроля качества рельсов хра
нят на предприятии-изготовителе не менее 10 лет, а неразрушающего контроля — не менее 3 лет с
момента изготовления рельсов.
6.2Приемо-сдаточные испытания
6.2.1 Приемо-сдаточные испытания рельсов проводят поплавочно.
Допускается проводить приемку сборной партии рельсов от разных плавок, отставших по техно
логическому потоку более чем на 10 суток. В партию допускается объединять только рельсы одного
типа, одной марки стали, одного класса профиля, одного класса прямолинейности, одной категории,
одновременно предъявляемые к приемке в количестве не более 100 шт. Сборную партию подвергают
приемо-сдаточным испытаниям в полном объеме, предусмотренном настоящим стандартом.
6.2.2 Рельсы из заготовок (слитков) одной плавки, прокатанные с разрывом более 8 часов, под
вергают приемо-сдаточным испытаниям как рельсы разных плавок.
6.2.3 Химический состав стали (5.4.1—5.4.3) следует определять для каждой плавки на одной
ковшовой пробе (по 6.5.1).
6.2.4 Массовую долю водорода в жидкой стали (5.3.6) следует определять для каждой плавки по
одному измерению, а для первой плавки в серии — по двум измерениям (по 6.5.2).
Рельсы из стали с массовой долей водорода свыше 2,0 ppm до 2,5 ppm включительно следует
подвергать выборочному разрушающему контролю на отсутствие флокенов (5.3.6, 5.6.1) — на одной
пробе от одного из рельсов плавки (по 6.5.3).
При обнаружении флокенов все рельсы данной плавки считают не соответствующими требовани
ям настоящего стандарта.
6.2.5 Массовую долю общего кислорода (5.4.4) следует определять для одной плавки из серии
на одном рельсе или одной пробе (по 6.5.5) и распространять положительный результат на все плавки
серии.
В случае отрицательного результата контроля массовой доли общего кислорода (более 30 ppm)
(5.4.4) следует проводить повторный контроль на удвоенном числе проб, взятых от переднего или про
тивоположного конца контрольного рельса. При хотя бы одном отрицательном результате повторного
контроля все рельсы данной плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта и
контролируют рельсы смежных плавок в данной серии с отбором проб по 6.5.5.
При массовой доле общего кислорода более 20 ppm до 30 ppm включительно проводят контроль
последовательно на рельсах смежных плавок в данной серии (с отбором проб по 6.5.5) до получения
значения не более 20 ppm. Предельно допустимая месячная доля плавок с массовой долей общего
кислорода более 20 ppm до 30 ppm включительно определена 5.4.4.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.2.6 Загрязненность рельсов неметаллическими включениями (5.5) следует определять для по
следней плавки из серии и распространять полученный результат на все плавки серии. Для этого сле
дует отбирать пробы по 6.5.8 и определять загрязненность рельсов неметаллическими включениями
не менее чем по 6 шлифам с оценкой наибольшей загрязненности по каждому шлифу и среди всех
шлифов по ГОСТ Р 51685.
В случае отрицательных результатов контроля загрязненности неметаллическими включениями
рельса хотя бы по одному параметру все контрольные рельсы данной плавки с индексом «У» считают не
соответствующими требованиям настоящего стандарта и проводят повторный контроль на пробах,
взятых по 6.5.8.
В случае отрицательных результатов повторного контроля все рельсы контролируемой плавки
признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта и контролируют рельсы предыду
щих плавок данной серии до получения положительного результата.
6.2.7 Выборочный разрушающий контроль макроструктуры (5.3.5, 5.6.1) следует выполнять для
первой плавки из серии и распространять его результат на все плавки серии. Контроль следует выпол
нять на пробах, отобранных по 6.5.4.
В случае отрицательных результатов контроля все рельсы контролируемой плавки с индексом
«
А
» признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта и выполняют повторный
контроль на пробах, отобранных по 6.5.4.
В случае отрицательных результатов повторного контроля допускается проводить последователь
ный повторный разрушающий контроль макроструктуры на смежных рельсах контролируемой плавки
18