ГОСТ Р 55820—2013
Приложение В
(обязательное)
Приемо-сдаточные испытания рельсов методами неразрушающего контроля
В.1 Общие положения
В.1.1 Приемо-сдаточные испытания рельсов методами НКдолжно выполнять подразделение НК, аккредито
ванное вустановленном порядке. К проведению НК и оценке качества рельсов допускают персонал, сертифициро
ванный на уровень квалификации, указанный в технологической документации на контроль.
В.1.2 Приемо-сдаточные испытания рельсов методами НК следует выполнять на основании технологиче
ской инструкции на НК и при этом обеспечивать автоматическое сканирование со сплошной регистрацией сигна
лов и сопутствующей контролю информации в электронном виде и выдачу протокола, содержащего информацию
о выполнении контроля каждого рельса, об отсутствии или наличии в нем дефектов и ложных индикациях.
Технологическая инструкция на НК должна предусматривать выявление следующих дефектов рельсов:
- внутренних несплошностей в головке, шейке и средней части подошвы (по 5.6);
- дефектов макроструктуры рельсов в головке и шейке (5.6);
- дефектов поверхности катания головки и основания подошвы (5.7);
- недопустимых отклонений размеров рельса в поперечном сечении (5.2.1);
- недопустимых отклонений от прямолинейности и скручивания рельсов (5.2.4, 5.2.5).
В.1.3 Приемо-сдаточным испытаниям методами НК следует подвергать рельсы по всей длине. Концевые
участки рельсов, не проконтролированные при автоматизированном НК, подлежат обрезке либо дополнительному
механизированному или ручному НК.
Длина концевых участков рельсов, не подвергаемых автоматизированному НК, должна быть указана в тех
нологической инструкции на НК.
В.1.4 Для выявления дефектов в рельсах при их производстве следует применять следующие методы НК:
- ультразвуковой импульсный зеркально-теневой метод для выявления дефектов в виде нарушений макро
структуры в центральной области головки и шейки, не обнаруживаемых ультразвуковым эхо-методом (метод «А»);
- ультразвуковой импульсный эхо-метод для выявления дефектов в виде внутренних несплошностей и на
рушений макроструктуры в области головки, шейки и средней части подошвы (метод «Б»);
- вихретоковый, магнитный, ультразвуковой или другой метод для выявления дефектов поверхности
(метод «В»);
- оптический или другой метод для выявления дефектов в виде отклонений от прямолинейности и размеров
поперечного сечения рельсов (метод «Г»).
В.1.5 При приемо-сдаточных испытаниях рельсов методами НК — методами «А» и «Б», должно быть обе
спечено сканирование поперечных сечений рельса с шагом не более 2,5 мм.
В.1.6 Все меры (образцы, используемые для настройки аппаратуры НК), должны быть аттестованы и про
ходить периодическую поверку.
В.2 Приемо-сдаточные испытания рельсов методами неразрушающего контроля, метод «А»
В.2.1 При приемо-сдаточных испытаниях рельсов методом «А» следует использовать плоско поляризован
ные поперечные волны, возбуждаемые ЭМАП.
ЭМАП располагают над поверхностью катания так, чтобы плоскость поляризации возбуждаемых поперечных
волн совпадала с плоскостью поперечного сечения рельса. Схема прозвучивания представлена на рисунке В.1.
Ширина контролируемой зоны должна быть не менее 30 мм (по 15 мм в каждую сторону от вертикальной оси
рельса).
В.2.2 Номинальные значения частот возбуждаемых ультразвуковых колебаний должны быть от 1,5 до
2,0 МГц. Допуск на отклонение частоты от номинального значения не должен превышать ±10 %.
В.2.3 Контроль рельсов со стороны поверхности катания головки следует выполнять по амплитуде второго
донного импульса при условной чувствительности не менее 12 отрицательных дБ.
В.2.4 Настройку условной чувствительности следует выполнять по опорному отражателю (поверхность по
дошвы).
В.2.5 Минимальный условный размер фиксируемых несплошностей при заданной условной чувствитель
ности должен быть не более 52 мм.
32