ГОСТ Р 41.55—2005
П р и м е ч а н и е — При использовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие
ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федераль
ного агентства по техническомурегулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому
информационномууказателю «Национальные стандартыи. которыйопубликован по состоянию на 1января те
кущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в
текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом сле
дует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без за
мены. то положение, в котором дана ссылка на него, применяется а части, не затрагивающей эту ссылку.
2 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 механические сцепные устройства и их элементы (mechanical coupling devices and
components): Все детали на раме несущих элементов кузова и ходовой части ТС, с помощью которых
буксирующее и буксируемое ТС соединяют для использования их в качестве состава ТС или ТС с при
цепом. Кним относятся стационарные или съемные части, необходимые для крепления или эксплуата
ции механического сцепного устройства или его элемента.
2.2 Требование об автоматической сцепке считают выполненным, если достаточно подать назад
тягач навстречу прицепу, чтобы сцепное устройство сработало полностью, произошла его автоматичес
кая блокировка иконтрольный сигнал надлежащего срабатывания включился без какого-либо внешнего
воздействия.
В случае сцепныхустройств типа «крюк-петля» требование об автоматической сцепке считают вы
полненным. если после зацепления проушины тягового стержня за крюк открытие изакрытие блокирую
щего приспособления сцепного устройства происходят без какого-либо внешнего воздействия.
2.3 Стандартные механические сцепные устройства и их элементы удовлетворяют стандар
тным габаритным размерам и другим параметрам, приведенным в настоящем стандарте. Они взаимо
заменяемы в рамках своего класса независимо от требований предприятия-изготовителя.
2.4 Нестандартные механические сцепные устройства и их элементы не во всех отношениях
удовлетворяют стандартным габаритным размерам и другим параметрам, приведенным в настоящем
стандарте, однако могут бытьсоединены состандартными сцепными устройствами и их элементами со
ответствующего класса.
2.5 Нестандартные неоднородные механические сцепные устройства и их элементы не со
ответствуют стандартным габаритным размерам и другим параметрам, приведенным в настоящем
стандарте, и не могут быть соединены со стандартными сцепными устройствами и их элементами. К их
числу относятся, например, такие устройства, не соответствующие ни одному из классов А — L и Т. пе
речисленных в 2.6. как устройства, предназначенныедля специальных ТС большой грузоподъемности
и неоднородные устройства, отвечающие национальным стандартам.
2.6 Механические сцепные устройства и их элементы подразделяют на следующие классы:
2.6.1 Класс А- шаровые наконечники сцепных устройств и тяговые кронштейны
с шарообразным приспособлением диаметром 50 мм и кронштей
нами на тягаче для соединения с прицепом с помощью сцепной го
ловки (раздел 1 приложения 6).
2.6.1.1 Класс А50-1 — А50-5 - стандартные шаровые наконечники сцепных устройств диамет
ром 50 мм с болтовыми креплениями фланцевого типа.
2.6.1.2 Класс А50-Х
2.6.2 Класс В
2.6.2.1 Класс В50-Х
2.6.3 КлассС
2.6.3.1 Класс С50-1-С50-7
- нестандартные шаровые наконечники диаметром 50 мм и крон
штейны.
- сцепные головки, устанавливаемые в проушине прицепа для со
единения с шаровым наконечником диаметром 50 мм тягача (раз
дел 2 приложения 6).
- нестандартные сцепные головки диаметром 50 мм.
- соединительные фланцы со шкворнем диаметром 50 мм. а также с
захватом и автоматически закрывающимся стопорным штифтом на
тягаче для соединения с прицепом с помощью проушины сцеп ной
тяги (раздел 3 приложения 6).
- стандартные соединительные фланцы сцепных устройств со
шкворнем диаметром 50 мм.
2