ГОСТ Р 41.55—2005
1.3.2 Необходимость в сцепных устройствах с дистанционным управлением
Если нет возможности выполнить одно или несколько из следующих предписаний, касающихся удобной и
безопасной эксплуатации (1.3.3), доступности (1.3.5) или свободного пространства вокруг рычага (1.3.6). то должно
быть использовано сцепное устройство с дистанционным управлением, описанным в 12.3 приложения 6.
1.3.3 Удобная и безопасная эксплуатация сцепного устройства
Сцепные тяги следует монтировать на ТС таким образом, чтобы была обеспечена их удобная и безопасная
эксплуатация.
Помимо функции открытия (и закрытия, если применимо), это требование также включает в себя контроль
(визуальный и на ощупь) индикатора, указывающего на закрытое и заблокированное положение шкворня сцепного
устройства.
Зона, в которой должен находиться пользователь сцепного устройства, не должна представлять собой ника
кой опасности, например в ней не должно быть никаких заостренных кромок, углов и тщ.. если они не прикрыты за
щитными панелями, исключающими возможность нанесения травм.
Выход из этой зоны не должен быть затруднен или прегражден с той и другой стороны любыми предметами,
прикрепленными либо к сцепному устройству, либо к ТС.
Работе лица, регулирующего положение сцепного устройства, не должно препятствовать никакое протиао-
подкатное приспособление.
1.3.4 Минимальные углы сцепления и расцепления
Сцепление и расцепление проушины сцепной тяги должны быть возможны, когда по отношению к геометри
ческой оси захвата продольная плоскость проушины сцепной тяги одновременно:
- образует угол 50* в горизонтальной плоскости вправо или влево:
- образует угол в 6‘ в вертикальной плоскости вверх или вниз;
- поворачивается вокруг оси на 6" по часовой стрелке и против нее.
Это требование применяют также к сцепным устройствам типа «крюк-петля» класса К.
1.3.5 Доступность
Расстояние между центром шкворня сцепного устройства и кузовом ТС не должно превышать 550 мм. Если
это расстояние превышает 420 мм. то сцепное устройство должно быть установлено вместе с приводным механиз
мом. обеспечивающим безопасное функционирование на расстоянии максимум 420 мм от внешнего борта кузова.
Расстояние 550 мм может быть увеличено до следующих значений при том условии, что будет доказана техни
ческая необходимость такого увеличения ичто это отрицательно не отразится на удобстве и безопасности функцио
нирования соединительного фланца сцепной тяги:
a) до 650 мм в случае ТС с опрокидывающимся кузовом или с установленным сзади оборудованием.
b
) до 1320 мм. если высота в свету составляет по меньшей мере 1150 мм;
c) в случае ТС. используемых для перевозки легковых автомобилей и имеющих по меньшей мере два уровня
загрузки, когда прицеп не отделен от тягача в ходе обычной транспортной операции.
1.3.6 Свободное пространство вокруг рычага
Для обеспечения безопасного функционирования соединительных фланцев сцепной тяги должно быть пред
усмотрено надлежащее свободное пространство вокруг рычага.
Пространство, обозначенное на рисунке 26. считают достаточным. Если на ТС предполагается установить
стандартные сцепные тяги различных типов, то это пространство должно быть таким, чтобы были соблюдены также
требования в отношении самых больших сцепных устройств надлежащего класса, указанные в разделе 3 приложе ния
6.
Рисунок 26 — Свободное пространство рукоятки
46