ГОСТ Р 41.55—2005
3.5.2.3В случав сцепных устройств, предназначенных для использования с прицепами с центрально распо
ложенной осью, испытательная сила должна представлять собой результирующую горизонтальной и вертикальной
сил. воздействующих на сцепное устройство, и должна быть приложена под углом а. т.е. вниз и назад (см. рисунок
21). эквивалентным рассчитанному углу результирующей горизонтальной и вертикальной сил. воздействующих на
сцепное устройство. Усилие Г* т, кН. рассчитывают по формуле
(7.5)
1000
3.5.2.4 Применяемое усилие варьируют между 0,05 Fti nt и 1.00 Fktrtl.
3.5.3 Статическое испытание блокирующего приспособления сцепного устройства
Что касается сцепных устройств типа «крюк-петля», то необходимо также испытывать затвор и любые блоки
рующие приспособления посредством приложения в направлении его открытия статического усилия 0.250. В ре
зультате данного испытания затвор не должен открываться и не должен быть поврежден.
3.6 Сцепные тяги
3.6.1 Сцепные тяги испытывают таким же образом, как и проушины сцепных тяг (см. 3.4). Испытательная ла
боратория может не проводить испытания на усталостную прочность, если простота конструкции элемента допус
кает аналитическую проверку его прочности. Номинальные силы, необходимые для аналитической проверки
сцепных тяг прицепов с центрально расположенной осью, масса С которых составляет не более 3.5 т. указаны в
ГОСТ Р ИСО 7641-1 Номинальные силы, необходимые для аналитической проверки сцепных тяг прицепов с цен
трально расположенной осью, масса С которых превышает 3.5 т. рассчитывают следующим образом:
Flf = (g S/IOOO) + V.(7.5)
где# =9.81 м/с-’; S — статическая вертикальная нагрузка, кг; значение силы Г равно указанному в 2.11.4 настоящего
стандарта.
Допустимые напряжения, определяемые на основе номинальных масс, передаваемых на прицепы, общая
масса С которых превышает 3.5 т. должны соответствовать предписаниям 5.3 ГОСТ Р ИСО 7641-1. В случае колен
чатых сцепных тяг (например. S-образных скоб) и сцепных тяг полных прицепов принимают во внимание горизон
тальную составляющую F .* 1.0 D.
3.6.2 В случае сцепных тяг полных прицепов, свободно перемещающихся в вертикальной плоскости, помимо
испытания на усталостную прочность или аналитической проверки прочности, должна быть проверена степень
устойчивости к продольному изгибу на основе либо теоретических расчетов при значении номинальной силы 3 D.
либо посредством испытания на изгиб с применением силы, равной 3 D. Допустимые напряжения в случае расче
тов должны соответствовать предписаниям 5.3 ГОСТ Р ИСО 7641-1.
3.6.3 В случае управляемыхосей прочность на изгибдолжна быть проверена с помощью аналитических рас
четов или испытания на изгиб. Горизонтальная боковая статическая сила должна быть приложена в центре сцеп
ки. Значение этой силы должно быть выбрано так. чтобы момент 0.6 А, # (кН м) действовал в центре передней оси.
Допустимые напряжения должны соответствовать предписаниям 5.3 ГОСТ Р ИСО 7641-1.
Вместе с тем. в случаях, когда передние управляемые оси образуют в тандеме тележку, момент следует уве
личить до 0,95 Arg (кН м).
3.7 Седельно-сцепные устройства
3.7.1 Основными испытаниями на проверку прочности служат динамическое и статическое (на подьем). Се
дельно-сцепные устройства, предназначенные для непосредственного управления осями полуприцепов, должны
быть подвергнуты дополнительному статическому испытанию (на изгиб). Для целей этого испытания устройство
должно быть оснащено всеми креплениями, необходимыми для его монтажа на ТС. Способы монтажа должны быть
идентичны используемым на самом ТС. Использование вычислительного метода в качестве альтернативы реаль
ному испытанию не допускается.
3.7.2 Статические испытания
3.7.2.1Стандартные седельно-сцепные устройства, предназначенные для использования с направляющим
клином или аналогичным приспособлением для непосредственного управления полуприцепами (см. 2.7 настояще
го стандарта), должны быть проверены на прочность статическим испытанием на изгиб, возможный при эксплуата
ции направляющего приспособления, с одновременной нагрузкой на устройство. Максимальная допустимая
опорная вертикальная нагрузка U должна воздействовать на седельно-сцепное устройство, находящееся в рабо
чем положении, по вертикали через жесткую пластину, размеры которой достаточны для того, чтобы полностью за
крыть устройство.
Результирующая прилагаемой нагрузки должна проходить через центр горизонтального шарнира седель
но-сцепного устройства.
Одновременно на боковые стороны управляющего приспособления шкворня должна воздействовать гори
зонтальная боковая сила, представляющая собой силу, необходимую для принудительного управления полуприце
пом. Значение этой силы и направление ее приложения должны быть выбраны так, чтобы в центре шкворня
41