ГОСТ Р 41.55—2005
3.6 Все образцы должны быть представлены в пригодном для использования виде с окончатель
но обработанной поверхностью. Если окончательная обработка поверхности предусматривает нанесе
ние краски или эпоксидного защитного покрытия методом спекания, то это требование следует
исключить.
3.7 В случае механическогосцепного устройства или его элемента, предназначенногодля ТС кон
кретного типа, предприятие — изготовитель устройства или его элемента представляет также данные об
их установке, определенные предприятием — изготовителем ТС. Испытательная лаборатория мо жет
также потребовать представить ТС данного типа.
4 Общие требования к механическим сцепным устройствам или их
элементам
4.1 Каждый образец должен соответствовать техническим требованиям относительно габарит
ных размеров и прочности, приведенным в приложениях 6 и7. После проведения испытаний, указанных
в приложении 7. недолжно быть никаких трещин, разрывов или любых чрезмерных остаточныхдефор
маций. которые негативно сказывались бы на функционировании устройства или его элементов.
4.2 Все детали механического сцепного устройства или его элементов, повреждение которых мо
жет привести к отсоединению буксирующего ТС от прицепа, должны быть изготовлены из стали. Другие
материалы могут быть использованы при условии, что предприятие-изготовительдокажет испытатель
ной лаборатории эквивалентность характеристик применяемых материалов.
4.3 Механические сцепные устройства или их элементы должны быть безопасными в эксплуата
ции. а сцепка и расцепка должны быть осуществимы одним человеком без использования специальных
инструментов. За исключением сцепных устройств класса Т. для сцепки прицепов, максимальная допус
тимая масса которых превышает 3,5 т. допускаются автоматические сцепные устройства.
4.4 Механические сцепные устройства или их элементыдолжны быть разработаны и изготовлены
таким образом, чтобы при обычной эксплуатации, а также надлежащем обслуживании и замене изнаши
вающихсядеталей они продолжали удовлетворительнофункционировать и сохраняли характеристики,
предписанные настоящим стандартом.
4.5 Все механические сцепные устройства или их элементы должны быть разработаны таким об
разом. чтобы они обеспечивали принудительное механическое запирание, а в закрытом положении
блокировались по меньшей мере одним дополнительным механическим приспособлением, если не
предусмотрено других требований в приложении 6.
В качестве альтернативы может быть предусмотрено не менее двух отдельных приспособлений,
обеспечивающих работоспособность механического сцепного устройства, причем конструкция каждого
из приспособленийдолжна позволять принудительное механическое запирание. Каждое приспособле
ние должно быть испытано индивидуально на соответствие любым требованиям, приведенным в при
ложении 7. Принудительное механическое запирание определено в 2.14.
Сила сжатия пружины может быть использована только для закрытия механического сцепного
устройства и предотвращения воздействия вибрации, приводящей к перемещению элементов устрой
ства в положение, при котором они могут открыться или разблокироваться.
Несрабатывание или отсутствие какой-либо одной пружины не должно приводить к открытию или
разблокированию всего механического сцепного устройства.
4.6 К любому механическому сцепному устройству или его элементу должны быть приложены
инструкции по монтажу и эксплуатации, содержащие достаточную информацию для любого компетен
тного лица относительно их правильной установки на ТС и надлежащей эксплуатации (см. также прило
жение 8). В случае механических сцепных устройств и их элементов, поставляемых для установки
предприятием—изготовителем ТС или кузова (надстройки) в качестве оригинального оборудования,
инструкции по монтажу можно не прилагать, однако предприятие — изготовитель ТС или кузова (над
стройки) несет ответственность за предоставление пользователю ТС необходимых инструкций,
касающихся правильной эксплуатации сцепного устройства или его элемента.
4.7 В случае механических сцепных устройств или их элементов класса А или S (если это приме
нимо). сконструированных для использования с прицепами, максимальная допустимая масса которых
не превышает 3,5 т, и изготовляемых предприятиями, не связанными с предприятиями—изготовителя
ми ТС, а также предназначенных для установки в качестве запасных частей, высота и другие монтаж-
7