ГОСТ Р 41.55—2005
3.1.2 Основным испытанием является динамическое испытание на усталость.
Испытательный образец включает в себя шаровой наконечник, соединительную шейку шарового наконечни
ка и держатели, необходимые для крепления устройства в сборе к ТС.
Шаровой наконечник и тяговый кронштейн жестко монтируют на испытательном стенде, на котором должно
быть обеспечено воздействие переменной силы в положении их предполагаемого практического использования.
3.1.3 Положения точек крепления шарового наконечника и тягового кронштейна указывает предприятие-
изготовитель ТС.
3.1.4 Устройства, представленные на испытание, должны иметь все детали и конструктивные элементы, ко
торые могут повлиять на критерии прочности (например, штепсельную розетку, любую маркировку и т.д.). Испыта
тельный образец должен включать в себя все детали вплоть до элементов мест крепления на ТС и крепежа.
Геометрическое положение шарового наконечника и места крепления сцепного устройства на опорной линии дол жны
быть указаны предприятием-изготовителем и должны быть обозначены в протоколе испытаний. Все соответ
ствующие положения точек крепления относительно опорной линии, о которых предприятие — изготовитель тяга ча
должен предоставить всю необходимую информацию предприятию—изготовителю буксирного устройства, дол жны
быть продублированы на испытательном стенде.
3.1.5 Образец, смонтированный на испытательном стенде, должен быть подвергнут испытанию на перемен
ную нагрузку под указанным на рисунке 21 или 22 углом к шаровому наконечнику.
Направление испытательного угла определяют на основе взаиморасположения по вертикали горизонтальной
базовой линии, проходящей через центр шарового наконечника, и горизонтальной линии, проходящей через наибо
лее высокую точку из всех ближайших к центру шарового наконечника точек крепления шарового устройства, при
измерении в горизонтальной плоскости. Если линия, на которой лежит точка крепления, проходит выше горизон
тальной базовой линии, то испытания проводят под углом а = >15° ± 1*. а если она проходит ниже этой линии, то ис
пытания проводят под углом а = -15° *. 1* (см. рисунок 21).Точки крепления, используемые для определения
испытательного угла, должны соответствовать точкам, указанным предприятием — изготовителем ТС и передаю
щим основное тяговое воздействие на конструкцию тягача.
Испытательный угол выбирают для учета вертикальной статической и динамической нагрузки и применяют
только в случае допустимой статической вертикальной нагрузки .9. Н. не превышающей:
S = 120 D.(7.1)
Если значение статической вертикальной нагрузки превышает рассчитанное выше значение, то испытатель
ный угол как в одном, так и в другом случае должен быть увеличен до 20*.
Динамическое испытание проводят путем приложения испытательной силы
Wt 0 ’6fl-(7-2)
3.1.6 Данную методику испытания применяют к сцепным устройствам различных типов (см. 3.1.1) следую
щим образом.
3.1.6.1 Одноэлементные шаровые наконечники, включая устройства с невзаимозаменяемыми сьемными
шаровыми деталями (см. рисунок 20а и б)
3.1.6.1.1 Испытание на прочность устройств, показанных на рисунке 20а и О, проводят в соответствии с пред
писаниями 3.1.5.
Рисунок 21 — Углы приложения испытательной сипы
П р и м е ч а н и е — Линия, параллельная опорной, проходит через центр точки крепления тягового крон
штейна к ТС. которая расположена наиболее высоко и на самом близком расстоянии от центра шарового наконеч
ника (см. 3.1.5).
37