ГОСТ Р 70182—2022
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 антропоморфическое устройство: Шарнирно-сочлененный физический аналог тела че
ловека.
2.2 критерий повреждения головы: Критерий для оценки степени возможного повреждения го
ловы в результате удара.
2.3 репрезентативная нагрузка: Нагрузка, используемая при проверке предельного состояния.
2.4 перцентиль: Сотая часть объема измеренной совокупности людей, которой соответствует
определенное значение антропометрического признака.
Примечание — Значения перцентилей определяются арифметически с учетом среднего арифметиче
ского значения антропометрического признака икоэффициента среднего квадратического отклонения, чтодля 5-го
перцентиля составляет М- 1,64а, адля 95-го перцентиля — М+ 1,64а.
2.5 плечевой ремень: Часть системы удержания пользователя, предназначенная для ограниче
ния перемещения грудной клетки и головы за счет приложения удерживающих сил к плечам и груди.
2.6 угол рыскания: Угол между осью ОХднормальной системы координат и проекцией продоль
ной оси ОХ на горизонтальную плоскость OXgZg нормальной системы координат.
2.7 квалификационные испытания: Контрольные испытания продукции, проводимые с целью
установления соответствия характеристик ее свойств национальным и (или) международным норма
тивным и техническим документам.
3 Конструктивные требования
3.1 В настоящем разделе представлены требования к конструкции кресла и системы фиксации,
которые не описаны в других разделах настоящего стандарта. Конструкцию кресла, подушки сиденья и
устройства фиксации пассажира следует рассматривать как функционирующие в качестве одной систе
мы. Любые замены этих элементов следует выполнять только на основании проведения дополнитель
ных испытаний или рационального анализа, основанного на результатах испытания.
3.2 Системы кресел должны быть спроектированы таким образом, при котором обеспечивается
защита пассажира от удара в тех регулируемых положениях, направлениях и местах размещения, ко
торые разрешены во время взлета и посадки.
3.3 Элементы конструкции кресла следует проектировать так, чтобы при проведении оценки в
приведенных в настоящем стандарте условиях испытаний не возникали опасные выступы, которые
могут травмировать сидящих и перемещающихся по ВС пассажиров или препятствовать быстрой эва
куации.
3.4 Проектирование, установку и защиту креплений быстроразъемных типов, регулирующих ру
чек и кнопок следует выполнять таким образом, при котором предусмотрена возможность легкой про
верки их положения, а неправильная установка или случайное задействование маловероятны.
3.5 Включенные в состав кресла электрические или электронные устройства должны быть обо
рудованы заземлением.
3.6 Регулируемые элементы (поворотный механизм сиденья, механизм наклона спинки и скла
дывания поворотных столиков, подлокотников, опор для ног и т. п.) не должны раскладываться в при
веденных в настоящем стандарте условиях динамических испытаний таким образом, при котором такие
элементы могут привести к получению серьезных травм или препятствовать быстрой эвакуации кого-
либо из пассажиров.
3.7 Если в состав кресла включено устройство фиксации ручной клади под креслом, то такое
устройство должно быть рассчитано на удержание как минимум 9,1 кг (20 фунтов) или заявленного на его
паспортной табличке веса размещаемых под креслом предметов на одно пассажирское место в
условиях динамических и статических испытаний, приведенных в настоящем стандарте (только в на
правлении вперед и боковом направлении) таким образом, при котором не создаются серьезные пре
пятствия быстрой эвакуации из данного кресла.
3.8 Располагаемые против направления полета кресла следует проектировать с высотой спинки,
достаточной для обеспечения пассажира опорой длиной 930 мм (36,5 дюйма), измеряемой по каса
тельной к спинке кресла от начала системы координат кресла (НСКК) до верхней точки спинки кресла или
подголовника при установке кресла в положение, предусмотренное для этапов руления, взлета и
посадки.
2