ГОСТ Р 70182—2022
Если предусмотрено условиями, в испытываемый образец должны быть установлены спаса
тельные жилеты, однако спасательные жилеты не обязательно должны быть серийного производства. В
испытательный образец может быть включен любой спасательный жилет эквивалентной массы или более
тяжелый. На спасательный жилет может быть установлен балласт, чтобы смоделировать более тяжелый
спасательный жилет.
Только применительно к креслам типа А-Т: если тяжеловесный элемент, не оказывающий вли
яние на динамические характеристики кресла, отказывает в ходе проведения испытаний, результаты
которого в остальном приемлемы, допускается проверка конструкции путем проведения статических
испытаний с перегрузкой 24 д. Конструкцию образца, не выдержавшего испытания, следует изменить,
за исключением случаев, когда отказ возник вследствие условий проведения испытаний или исполь
зования нерепрезентативного испытуемого образца. Разрешенный вес брутто испытуемого образца
должен быть скорректирован с учетом возможного разделения тяжеловесного элемента по причине
отказа. При проведении испытаний с перегрузкой 24 g нагрузку прикладывать по направлению такого
вектора, при котором произошел отказ при динамических испытаниях. Воздействие предварительной
нагрузки на испытуемый образец, например по причине неровности пола, должно быть представлено
при проведении статического испытания при перегрузке 24 д.
В любом случае при разделении тяжеловесного элемента не должно возникать острых или трав
мирующих кромок. Сохранение оборудованием или подсистемами функциональности после испытаний
не требуется. Если будет продемонстрировано, что элемент удерживается в случае его критичного на
гружения, то последующие испытания могут выполняться с этим элементом, закрепленным в целях
испытаний.
8.3.5.2 При выборе испытуемого образца и метода нагружения должны быть учтены следующие
вопросы:
- если многоместное кресло включает в себя элементы поглощения энергии или ограничения на
грузки, которые необходимы для удовлетворения критериев испытаний или иных требований, частично
занятое кресло может отрицательно влиять на характеристики всего кресла. В таком случае должно
быть продемонстрировано, путем проведения рационального анализа или дополнительных испытаний,
что кресло сохранит функциональные характеристики даже при меньшем количестве пассажиров;
- если различные конфигурации одной и той же базовой конструкции включают в себя несущие
элементы, в частности, соединения и крепежные детали, отличающиеся особенностями конструкции,
динамические испытания должны продемонстрировать характеристики каждой конструктивной особен
ности. Практика показывает, что небольшие отличия в конструкции часто становятся причиной проблем в
удовлетворении критериев прохождения испытаний;
- если конструкция кресла имеет особенности, которые могут повлиять на его характеристики,
может потребоваться проведение дополнительных испытаний на динамические нагрузки, даже несмо
тря на то, что с точки зрения характеристик конструкции эти нагрузки не обязательно будут для данного
кресла критическими. Например, если в одной из конфигураций конструкции точки крепления системы
фиксации расположены таким образом, при котором во время ударного воздействия, по всей вероят
ности, произойдет соскальзывание вверх системы фиксации поясницы с поясницы АИУ, следует прове
сти динамические испытания данной конфигурации, хотя при этом на конструкцию может оказываться
меньшая нагрузка, чем при критической конфигурации данного семейства кресел;
- при испытании кресел в качестве их обивки разрешается использовать любой типовой материал
обивки кресел, в том числе синтетические и натуральные ткани, а также кожу; при этом не требуется
проведения отдельных испытаний кресел с различными типами обивки; в эксплуатации допускается за
мена материала обивки сертифицированных кресел (проведения повторных испытаний не требуется).
Оценка таких материалов показала, что их влияние на результаты испытаний небольшое, особенно с
учетом других факторов, таких как одежда занимающего кресло лица. Для обоснования применения
нетипичных материалов поверхности кресел, таких как твердые пластики, которые имеют очень низкий
коэффициент трения, может потребоваться некоторая дополнительная пояснительная информация.
8.3.5.3 При проведении динамических испытаний конструкции каждый карман для литературы
должен содержать груз массой не менее 1,36 кг (3 фунта); карман можно закрыть, обмотав его клейкой
лентой. При соблюдении рекомендаций по проведению испытаний КПГ, размещение груза в литератур
ном кармане кресел любого из двух рядов не требуется.
Демонстрация удержания в кармане для литературы содержимого в условиях аварийной посадки
или в условиях действия нагрузок от порыва ветра в полете не требуется.
27