ГОСТ Р 70182—2022
8.3.8.1 Испытательная установка должна быть ориентирована так, как того требуют предусмо
тренные условия испытаний.
8
.3.8.2 Каждое кресло устанавливают и крепят в испытательной установке таким образом, кото
рый репрезентативно представляет собой установку и крепление кресла в условиях эксплуатации.
8
.3.8.3 Для обеспечения повторяемости результатов каждое АИУ следует размещать в креслах
единообразно по следующим процедурам:
а) если устройства регулировки и органы управления кресла влияют на критерии травмирования,
до размещения АИУ в кресле все устройства регулировки и органы управления кресла должны быть
отрегулированы согласно требованию
8
.3.6.4. В остальных случаях устройства регулировки и органы
управления кресла должны быть переведены в расчетное положение, предусмотренное для лица муж
ского пола с антропометрическими характеристиками, соответствующими 50-му перцентилю. Кресло,
предназначенное для членов экипажа, должно быть установлено на расчетную высоту глаз, а средства
управления отрегулированы приемлемым для размещения данного АИУ образом. Если испытывают
системы фиксации пассажира, предназначенные для применения в условиях, в которых положение
системы фиксации при взлете и посадке определяется особыми требованиями, в ходе проведения ис
пытания должны быть именно эти положения системы фиксации;
б) сцепления в каждом сочленении, моделирующем суставы конечностей, необходимо отрегули
ровать на усилие, достаточное для удержания веса конечности, вытянутой горизонтально;
в) при размещении в кресле АИУ для проведения испытаний в горизонтальном положении или
для определения номинального положения для проведения испытаний под углом 60°, следует верти
кально опустить АИУ в кресло, при этом одновременно:
- выровнять срединную сагиттальную плоскость (вертикальная плоскость, проходящая через
срединную ось тела, делит тело на две симметричные половины — правую и левую) по отношению к
центру сиденья;
- приложить горизонтальное усилие в направлении оси X (в системе координат АИУ) величиной
примерно 89 Н (20 фунтов) на туловище на стыке срединной сагиттальной плоскости и нижней грудин ной
линии манекена так, чтобы прижалась подушка спинки кресла;
- удерживать бедра в горизонтальном положении, поддерживая их за коленями;
г) после демонтажа с АИУ всех подъемных приспособлений следует слегка покачать АИУ для
плотной усадки.
Колени АИУ следует развести на расстояние порядка 100 мм (4 дюйма);
д) руки АИУ должны быть помещены на верхнюю поверхность бедер чуть ниже колен. Если ис
пытания кресел экипажа выполняют в макете, который оснащен органами управления ВС, руки АИУ
должны быть неплотно привязаны к органам управления;
е) ступни должны находиться в положении, соответствующем типу и целевому использованию
испытуемого кресла (для систем кресел летного экипажа стопы находятся на полу, на педалях управле
ния или на подножках под углом 45°). Если не предусмотрено размещение стоп на органах управления
ВС, ступни должны быть установлены так, чтобы центральные осевые линии голеней были примерно
параллельны;
ж) если систему кресла испытывают в ориентации, отличной от ориентации «горизонтальный
пол», рекомендуется размещать АИУ таким образом, при котором тазобедренные суставы находятся
номинально в том же положении относительно кресла, что и при сидении с предварительной перегруз кой
1д. Для размещения АИУ в такое положение может потребоваться сильно затянуть поясной ремень
безопасности и вставить регулировочную прокладку за спиной и тазом АИУ;
и) для сохранения каждого АИУ в надлежащем положении до воздействия ударной нагрузки может
потребоваться использование дополнительных элементов фиксации. Дополнительный(е) элемент(ы)
фиксации не должен(ны) влиять на результат испытаний;
к) если при деформации пола происходит смещение АИУ из расчетного положения относительно
сиденья, до проведения испытаний АИУ следует вернуть в расчетное положение;
л) если в результате перемещения АИУ из расчетного положения или при возврате АИУ в рас
четное положение происходит провисание плечевого ремня или плечевой ремень соскальзывает с пле ча
АИУ, до проведения испытания можно заменить и/или отрегулировать плечевой ремень согласно
8
.3.8.5.
8
.3.8.4 Для испытаний, в которых предполагается удар АИУ об испытательную установку или о
спинку другого кресла, голова и лицо АИУ могут быть обработаны подходящим материалом для мар
кировки зон контакта головы. Используемый для этого материал не должен понижать получаемые в
результате значения КПГ.
30