ГОСТ Р 70182—2022
фиксации кресла. Фиксация шпилек и блокирующих механизмов кресла, а также регулировка противо-
вибрационных механизмов, если таковые установлены, должна быть выполнена таким же образом, как
и при использовании на ВС. Рассмотрим два варианта элемента крепления кресла, включающие в себя
элементы крепления к боковой стенке.
Вариант 1. Для варианта, включающего в себя элементы крепления как к боковой стенке, так и ко
внутренней части пола, могут потребоваться два испытания:
- для подтверждения конструкции узла крепления кресла к боковой стенке продольная балка —
на узле крепления к боковой стенке, а поперечная балка будет установлена на узле крепления к вну
тренней части пола. При проведении испытания продольная балка должна быть повернутой так,
чтобы смоделировать поворот боковой стенки наружу. Следует выбрать такой поворот поперечной
балки и такой угол рыскания, при которых наружный узел крепления оказывается в условиях
критического на гружения;
- для подтверждения конструкции кресла и узла крепления к полу с внутренней стороны кресла,
продольная балка будет устанавливаться на узле крепления к полу со внутренней стороны кресла, а
моделирующая поворот вокруг поперечной оси балка будет поддерживать узел крепления на боковой
стенке. Должны быть выбраны такие поперечное и продольное направление испытательной установки
и направление движения рыскания, при которых конструкция внутреннего крепления оказывается в
условиях критического нагружения.
Если проведением рационального анализа одного узла крепления в критических условиях невоз
можно подтвердить конструкцию другого крепления, необходимо провести оба данных испытания.
Вариант 2. В случае, когда кресло устанавливают между боковыми стенками без узла крепления
к полу, продольная балка должна быть установлена у критического наружного узла крепления, а по
перечная балка — у другого наружного узла крепления. При проведении испытания продольная балка
должна быть повернута таким образом, при котором моделируется поворот боковой стенки
наружу. Должны быть выбраны такие поворот поперечной балки и угол рыскания кресла, при которых
создают ся условия критичного нагружения конструкции наружного узла крепления;
е) в отношении кресел, крепление которых выполняется навесным монтажом на одну боковую
стенку без соединения с другой конструкцией, моделирование деформации пола не проводится. Следу ет
определить, вероятно ли возникновение таких деформаций боковой стенки, которые могут привести к
созданию условия, критичного для эффективного функционирования кресла в условиях аварии. Если
вероятность возникновения деформации боковой стенки существует, вся плоскость узла крепления к
боковой стенке или узлы крепления должны быть деформированы таким же образом, как и при дефор
мации боковой стенки. Могут использоваться как жесткая модель боковой стенки, так и реальная па
нель боковой стенки. Если используется испытательная установка с жесткой моделью боковой стенки,
кресло/система фиксации должны крепиться к установленным на испытательной панели узлам крепле
ния, аналогичным тем, что используются в фактической установке;
ж) устанавливаемые на полу переходные пластины, на которые крепят отдельные блоки кресел
в сборе (как одноместные, так и многоместные), должны рассматриваться как часть кресла в сборе.
Переходную пластину и закрепленное на ней кресло следует деформировать так, как описано в 8.3.3.4.
В объем динамических испытаний необходимо включить все тяжеловесные элементы, закрепляемые
на переходной пластине, при этом тяжеловесные элементы должны отражать типичную массу, центр
тяжести, жесткость и способ крепления;
и) системы переходных пластин, на которые монтируются несколько кресел в сборе, могут рас
сматриваться как часть конструкции пола ВС, однако на момент создания настоящего стандарта огра
ничивающие факторы не установлены.
8.3.3.6 Испытательные установки на несколько рядов кресел
При испытаниях пассажирских кресел, которые обычно устанавливаются в ВС повторяющимися
рядами, оценку ударных нагрузок на голову и колени лучше всего проводить посредством испытаний, в
которых используется как минимум два ряда кресел. Данные условия, как правило, критичны только для
испытания № 2. Это испытание позволяет выполнять непосредственные измерения данных в части
травм головы и бедер.
а) Установка должна предусматривать возможность настройки продольной оси ВС под углом
рысканья -10° и +10°. Кроме того, установка должна предусматривать возможность регуляции шага
кресла.
б) Для непосредственного измерения ускорения головы в целях оценки травмирования головы
на кресле, в котором голова пассажира находится на расстоянии возможного удара о конструкцию, на
23