ГОСТ Р 70182—2022
Угол рыскания должен быть ориентирован в направлении, увеличивающем нагрузку на критиче
ски нагруженное кресло и/или элементы крепления кресла, выбранные согласно 8.3.5 и 8.3.6.1. Направ
ление угла рыскания должно также учитывать требования 8.3.6.3 к несимметричным плечевым ремням.
Если в обоих направлениях угла рыскания происходит увеличение критических характеристик кресла и/
или элементов крепления или удовлетворяются требования 8.3.6.3 к несимметричным плечевым рем
ням, то должны быть испытаны оба направления.
8.3.1.3 Испытание № 2 для кресел типов А-Т и С и испытания № 1 и № 2 для всех кресел типа В
предусматривают моделирования деформации пола ВС за счет деформирования испытательной уста
новки, как описано на рисунках 1—3 до проведения динамических ударных испытаний. Цель деформа
ции пола при проведении данных испытаний — продемонстрировать, что система «кресло — устрой
ства фиксации» остается закрепленной к конструкции ВС и функционирует надлежащим образом даже
при сильной деформации ВС и/или кресла в результате действия нагрузок, вызванных аварийной по
садкой.
8.3.1.4 Для кресел, располагающихся повторяющимися рядами, дополнительное условие испы
тания с использованием последовательно расположенных кресел, установленных с репрезентативным
продольным расстоянием между креслами (шаг кресел), аналогичное испытанию № 2 с/без моделиро
вания деформации пола, непосредственно оценивает критерии травмирования головы и бедер (дефор
мация пола требуется в случае, когда испытание также призвано продемонстрировать характеристики
конструкции). Данные критерии травмирования зависят от шага кресел, расположения пассажира и
воздействия жестких конструкций в пределах траектории отклонения головы в диапазоне угла рыска ния
от -10° до +10° в условиях испытания № 2. Порядок проведения испытания с использованием соот
ветствующих данных, полученных при проведении испытания № 2 согласно описанию в 8.3.6.6, может
являться альтернативой испытанию нескольких рядов.
8.3.2Моделирование пассажира
Для моделирования каждого пассажира должно использоваться АИУ, представляющее пассажира
мужского пола с антропометрическими характеристиками, соответствующими 50-му перцентилю, или
аналог.
Аналог АИУ должен обладать теми же показателями в условиях испытаний, представленных в
настоящем стандарте, что и АИУ.
Примечание — АИУ зарекомендовали себя как надежные испытательные устройства, позволяющие
обеспечить повторяемость результатов при многократном проведении испытаний. Однако поскольку разработка
АИУ представляет собой непрерывный процесс, была предусмотрена возможность использования «аналогичных»
устройств (см. 8.3.2.4).
К АИУ не следует добавлять дополнительный балластный груз. Неправильное или неравномер
ное размещение балластного груза на АИУ может стать основанием для аннулирования калибровки.
Обслуживание антропометрических манекенов, используемых в описанных в настоящем стандар
те испытаниях, должно проводиться в соответствии с требованиями, указанными в спецификациях к
манекенам. Для определения и устранения износа или поврежденных компонентов следует выполнять
периодические разборки и осмотр АИУ, а в случае замены основных компонентов — соответствующие
калибровочные испытания АИУ.
8.3.2.1Для измерения величины сжимающей осевой нагрузки между тазом и поясничным отде
лом позвоночника, вызываемой вертикальной ударной нагрузкой, а также величины нисходящей на грузки,
вызываемой плечевым ремнем, в районе таза АИУ непосредственно под поясничным отделом позвоночника
должен быть установлен датчик усилия (нагрузки). Измерители нагрузки, совместимые
с АИУ для данного применения, имеются в свободной продаже; применение измерителей нагрузки не
требует доработки АИУ, за исключением установки прокладок, когда необходимо регулирование высо ты
посадки АИУ в соответствии с требованиями технических условий к АИУ.
16