ГОСТ Р 70182—2022
8.3.6Выбор условий испытаний
Испытания следует проводить при наиболее критических условиях.
8.3.6.1 Для определения количества и расположения мест для АИУ, а также направления ры
скания кресла в испытании № 2 на многоместных креслах в целях обеспечения наиболее критичных
испытаний конструкции кресел должен использоваться рациональный анализ конструкции. В резуль
тате этого, как правило, возникает неравномерная нагрузка на ножки кресла. Следует выбрать такую
процедуру деформации пола, которая позволяет увеличить нагрузку на наиболее нагруженную ножку
кресла и как можно больше нагрузить напольную направляющую или фитинг. В 8.3.3.5 б) представлена
процедура для кресел с более чем двумя парами ножек.
Для структурных испытаний № 2 используется такая загрузка кресла, при которой создается наи
высшая расчетная результирующая реакция на нагрузку в заднем фитинге, за исключением случаев,
когда нагрузка от полностью занятого кресла находится в пределах 10 % от наибольшей нагрузки на
ножку кресла. В таком случае следует проводить испытания полностью занятого кресла.
Для испытания № 1 используется полная загрузка кресла. Данное условие призвано обеспечить
приложение максимальной сжимающей нагрузки на конструкцию.
8.3.6.2 Если для сбора данных для оценки защиты головы пассажира от травм применяется ис
пытание с использованием несколько рядов кресел, расстояние между креслами следует выбирать та
ким образом, при котором наиболее вероятен контакт головы с твердой конструкцией кресел впереди-
стоящего ряда. Должны учитываться факторы угла рыскания 10° в испытании № 2, отклонение спинки
кресла вперед и занятость впередистоящего кресла. Для оценки траектории головы при ударе могут
использоваться результаты ранее проводимых испытаний или рационального анализа на аналогичных
креслах в аналогичных установках. Передний ряд кресел может быть не занят. Данная методика испы
таний может быть использована также для оценки защиты от травм бедер.
8.3.6.3 Если в системе используется несимметричная система фиксации верхней части тела (на
пример, одиночный диагональный плечевой ремень), система должна устанавливаться на испытатель
ной установке в положении, репрезентативно представляющем положение на ВС. Для кресла, распо
лагаемого по направлению полета, оснащенного одиночным диагональным плечевым ремнем, следует
выбрать такое направление рыскания в испытании № 2, при котором:
а) на конструкцию кресла оказывается максимально возможная нагрузка;
б) велика вероятность смещения с плеча пассажира системы фиксации верхней части туловища.
Данное условие может быть удовлетворено путем проведения испытания № 2 с углом рыскания, при
котором плечевой ремень размещается выше точки схода ремня или путем проведения рационального
анализа исходя из данных по испытаниям аналогичного кресла.
8.3.6.4 Если кресло оснащено средствами регулировки по вертикали или горизонтали, кресло
следует испытывать в положении, которое создает наиболее критичные нагрузки на конструкцию крес ла
(обычно самое высокое положение по вертикали). Учитываться должны только положения для взле та и
посадки. Средства регулировки кресел, которые не оказывают существенного влияния на нагру жение
конструкции (например, средства настройки угла опоры бедер, положения поясничной опоры,
подлокотников и подголовника) следует испытывать в расчетных положениях пассажира мужского пола с
антропометрическими характеристиками, соответствующими 50-му перцентилю, за исключением слу
чаев, когда специальные требования предусматривают положения, допустимые для взлета и посадки.
Кроме того, при одобрении конструкции кресла для конкретного (типа) ВС регулировку по высоте сле дует
выполнять с учетом обводов интерьера применительно к верхней границе (потолку) ВС. Поэтому не
требуется поднимать кресло в положение, при котором пассажир мужского пола с антропометриче скими
характеристиками, соответствующими 50-му перцентилю, выходит за пределы интерьера ВС.
8.3.6.5 При оценке последствий деформации кресла в части возникновения возможных препят
ствий быстрой эвакуации из ВС учитывать деформацию пола не нужно. После испытаний продольную и
поперечную балки можно вернуть в нейтральное положение и выполнить необходимые измерения для
определения возможного затруднения процесса эвакуации.
8.3.6.6 В некоторых случаях во время базового испытания кресла и системы фиксации измерение
данных о повреждениях головы от удара может оказаться невозможным. Конструкция прилегающей
компоновки кабины может быть неизвестна разработчику системы кресла, система также может ис
пользоваться в нескольких вариантах применения с различными конфигурациями интерьера. В таких
случаях следует документировать траекторию движения головы при ударе и скорость движения головы
вдоль ее траектории. Для этого потребуется аккуратно разместить регистрирующую фотоаппаратуру и
установить мишени на АИУ таким образом, при котором они будут представлять центр тяжести головы
28