ГОСТ Р 70182—2022
внутреннего помещения ВС; обычно на нихуказывает быстрое изменение величины данных
ускорения. На видеозаписи проведения испытания можно увидеть процесс столкновения
головы с препятствием, который можно соотнести с данными ускорения, используя ось
времени, общую для электронных и фотографических измерительных приборов. Для
определения времени начала этого столкновения можно также использовать простые
контактные датчики, которые несущественно меняют профиль поверхности.
Во многих случаях для оценки изменений конструкции системы кресла, которые влияют только на
КПГ, испытание на салазках целой системы для оценки конкретных условий травмирования пассажира
может не потребоваться. В таких случаях для обеспечения отсутствия столкновения или определения
угла и скорости головы при ударе можно использовать собранные фотометрические данные
траекто рии движения головы. Затем эти данные можно будет использовать в испытаниях
компонентов, жест кость которых сравнима с жесткостью испытаний на салазках всей системы. Чтобы
условие удара было репрезентативным, в условиях испытаний компонентов обязательно также
учитывать другие факторы, такие как инерционный отклик объекта удара. Измерение КПГ методами
испытаний компонентов долж но быть очевидно равноценным измерениям КПГ в испытаниях на
салазках всей системы.
Кроме того, кресло может быть спроектировано для использования в различных местах установ
ки, где можно ожидать столкновения головы с различного рода объектами типа перегородок (например,
с креслами переднего ряда). Для таких кресел КПГ может измеряться с помощью типового объекта уда
ра, установленного перед креслом на установочный отступ или несколько отступов. Этот объект будет
имитировать типовые узлы, такие как бортовые кухни, переборки, туалетные комнаты и гардеробные
ниши, и их жесткость будет репрезентативной для этих выступающих элементов. Если столкновение
происходит, значение КПГ не должно превышать 1000.
Если в расчет принимаются различные шаги кресел или различные отступы от элементов вну
треннего помещения, или различные типы телосложений пассажиров, при прямом ударе головы во
время динамического испытания необходимо провести оценку КПГ. Независимо от того, является ли
удар головы прямым или скользящим, обязательно вычислить значение КПГ, которое не должно пре
вышать
1000
.
Недопустимо, чтобы голова АИУ двигалась мимо спинки кресла/компонента интерьера без явного
прерывания траектории движения, даже если при этом происходит соприкосновение с верхней частью
головы.
Чтобы определить, произошел ли прямой удар, можно использовать следующий анализ данных
об испытаниях:
а) необходимо изучить видеозаписи динамического испытания и проанализировать траекторию
движения головы АИУ, взаимодействие головы с препятствием и характер движения головы при этом
взаимодействии. В момент взаимодействия должно произойти заметное изменение движения головы;
б) необходимо изучить фотографии, сделанные после проведения испытания, и проанализиро
вать следы от взаимодействия головы АИУ с препятствием. Следы от взаимодействия (см.
8
.3.8.4)
должны указывать на то, что взаимодействие с препятствием пришлось не только на верхнюю
часть головы АИУ;
в) необходимо изучить графики ускорения головы АИУ (по осям х, у, z и результирующего) и про
анализировать их. По графику результирующего ускорения головы АИУ за период времени, в который
был произведен расчет критического КПГ, должно быть видно резкое изменение ускорения головы.
Также необходимо проанализировать графики ускорения головы АИУ в отдельно взятых направлениях,
чтобы определить, какое из направлений наибольшим образом влияет на результирующее ускорение
головы. Если определяющим стало направление по оси х, это указывает, главным образом, на прямой
удар. Если определяющим стало направление по оси z, это указывает, главным образом, на касание
верхней частью головы и на то, что верхняя часть головы двигалась вперед в направлении к креслу/
элементу внутреннего помещения во время прохождения траектории головы мимо кресла/элемента
внутреннего помещения.
8
.3.9.5 Нагрузка на систему плечевого ремня
Максимальную нагрузку в лентах системы плечевого ремня можно узнать непосредственно из
графика или записи выходного сигнала датчика нагрузки в ленте. Если для получения этих данных
используется закрепленный на испытательной установке трехосный датчик нагрузки, для получения
модуля результирующего вектора необходимо сложить данные по каждой оси. При необходимости сле
дует сделать поправку на инерциальную массу датчика и массу служащего ему опорой устройства.
33