ГОСТ Р 54897—2012
4.8 Критерии опасных отказов систем железнодорожной автоматики и телемеханики
на железнодорожных станциях при реализации функций безопасности
Критериямиопасныхотказовстанционныхсистемприреализациифункцийбезопасностиявляются:
- невыполнение какого-либо условия безопасности при реализации станционной системой функ-
ций, указанных в 4.2;
- нарушение положений концепции безопасности, в соответствии с которой построены аппарат-
ные и программные средства станционной системы;
- отклонение хотя бы одного показателя безопасности станционной системы за пределы установ-
ленных норм;
- выход показателей качества функционирования, влияющих на безопасность станционной систе-
мы, за пределы установленных норм в результате ее перехода в предельное состояние;
- выработка станционной системой ложных контрольных и управляющих сигналов, переводящих
ее в опасное состояние.
5 Методы контроля
5.1 Общие положения
21
5.1.1 Основными методами контроля являются:
а) оценка соответствия станционной системы и ее составных частей требованиям безопасности в
форме экспертизы проектной, конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной до-
кументации.
Экспертную оценку на стадии разработки проводят с целью установления:
- полноты и корректности реализации станционной системой функций по обеспечению безопас-
ности движения поездов, установленных заданием на проектирование;
- достаточности и обоснованности технических приемов и мероприятий, которые применены в
станционной системе, для реализации положений концепции обеспечения безопасности с целью ис-
ключения опасных отказов;
- полноты и корректности программ и методик испытаний;
- полноты и корректности результатов испытаний станционной системы и ее составных частей;
- обоснованности и корректности рассчитанных количественных показателей безопасности.
На стадии изготовления экспертиза проводится с целью оценки полноты и корректности выполне-
ния требований разработчика при изготовлении станционной системы и ее составных частей.
Экспертизу на стадии эксплуатации проводят для оценки показателей безопасности функциони-
рования станционной системы в реальных условиях и режимах эксплуатации, технического обслужи-
вания и ремонта.
б) оценка соответствия станционной системы и ее составных частей требованиям безопасности
в форме испытаний.
На этапе разработки целями испытаний являются:
- подтверждение соответствия требованиям безопасности элементов станционной системы и
программных компонент в форме автономных испытаний. По результатам этих испытаний определяет-ся
соответствие полученных характеристик этих элементов требуемым значениям, а также готовность
перехода к этапу комплексных проверок;
- проверка корректности взаимодействия между собой частей программ и аппаратуры, интегри-
рованных на данном этапе разработки;
- оценка эффективности системы защиты от сбоев и отказов аппаратных средств;
- проверка работы системы контроля и локализации отказов;
- возможность реконфигурации станционной системы и обеспечения защитного состояния;
- проверка работы станционной системы на стойкость к внешним воздействующим факторам;
- корректное выполнение процедуры адаптации станционной системы к полигону внедрения.
На этапе изготовления испытания проводят с целью установления возможности обеспечения ста-
бильного качества выпускаемой продукции.
Эксплуатационные испытания проводят с целью подтверждения заявленных требований безопас-
ности в реальных условиях и режимах эксплуатации, технического обслуживания и ремонта станцион-
ной системы.