ГОСТ ISO 13299—2015
7.4 Профиль интенсивности во времени
При профилировании интенсивности во времени фиксируют интенсивность характеристики с
течением времени (см. [7]). Сладость подсластителя или горечь пива можно постоянно фиксировать в
течение периода от 1до 3 мин после проглатывания. Как правило, интенсивность быстро возрастает до
максимума, а затем плавно снижается. Проявление флейвора жевательной резинки можно фикси
ровать каждую минуту в течение 30 мин.
Восприятие можно фиксировать с помощью карандаша и бумаги, на регистраторе или с использо
ванием любой из множества доступных в продаже компьютерных систем. Эксперт недолжен иметь воз
можность наблюдать за кривой восприятия, поскольку это может привести к необъективности в оценке.
Важными переменными, которые необходимо принимать во внимание, являются:
a) протоколы оценки: тип представления, количество продукции, время удержания в ротовой по
лости или на коже, тип манипуляции, выплевывание или проглатывание;
b
) необходим установленный протокол для координации оценки продукции (выдержка образца)
с фиксацией восприятия (ввод данных), чтобы снизить пристрастность в результате способа представ
ления:
c) экспертам может потребоваться несколько сессий подготовки, чтобы разработать и выучить все
протоколы, необходимые для тщательно контролируемого исследования.
7.5 Оценка результатов с помощью соответствующих статистических методов
7.5.1 Общие положения
Результаты для каждой характеристики и действия вносят в таблицу и оценивают их значимость
с помощью соответствующих статистических методов. Примеры приведены в ISO 4121. ISO 8586,
ISO 11035. ISO 11056 и приложении A.
Данные профиля не поддаются просто статистической оценке, следовательно, необходимо раз
работать эксперименты с целью проведения статистического анализа. Во всех случаях, кроме самых
простых, рекомендуется проконсультироваться со специалистом по статистике, в части разработки и
анализа. Ниже приведены только общие указания.
Как правило, используется двухфакторный (или более) дисперсионный анализ (ANOVA). Кроме
того, допускается применять многомерные методы для исследования взаимодействия, часто наблюда
емого между характеристиками.
7.5.2 Источники вариативности
В анализе ANOVAпо рейтингам профиля для характеристики сумма квадратов и т. п. вычисляется
для каждого источника вариативности. Два основных источника определяют первый этап анализа; экс
перт и продукция. В исключительных случаях, как в примере в приложенииА. вариативность продукции
можно игнорировать, поскольку все образцы данной продукции можно считать идентичными.
Как правило, третий, четвертый и последующие источники вариативности имеют место между
«действиями». Действия — это фактор или факторы, намеренно внесенные и подлежащие количе
ственной оценке.
В плане раздачи протоколов экспертным группам по профилям задачей исследователя является
снижение общей вариативности рейтингов профиля для каждогодействия. Общая вариативность - это
сумма относительных вариативностей из каждого источника, измеренных в качестве вариантов. Напри
мер. если вариативность экспертов достаточно велика, в то время как продукция достаточно однород на.
может быть увеличено число исследователей. Напротив, если продукция неоднородна (например,
гамбургеры), исследователь может в два или три раза увеличить количество образцов, оставив число
экспертов неизменным.
7.5.3 Повторность: эксперты как фиксированные или случайные эффекты
Хотя повторность и является желательной для повышения надежности результатов, она привно
сит в ANOVA два важных соображения. Во-первых, необходимо решить, будут ли эксперты рассма
триваться как фиксированные или случайные эффекты. При повторном проведении оценок эксперты
рассматриваются как один из факторов факторного эксперимента. Факторные эффекты — это либо
случайные, либо фиксированные эффекты. Это различие важно, поскольку фиксированные эффекты
влияют на средние рейтинги; случайные — на параметр ошибки.
Строго говоря, экспертовследует рассматривать как фиксированный эффект, поскольку в силусвоей
подготовки они не представляют случайную выборку из любой существующей популяции, за исключени
ем. возможно, подготовленных экспертов. Тем не менее, на практике задачей экспериментатора является
9