ГОСТ Р55766 — 2013
На рисунке 1 показано, как упомянутыечетыредескриптора могут использоваться в
организациях:
•общее описание компетенций дескриптора 2может быть использовано
организациями для формирования описания должностных обязанностей;
•содержание Дескриптора 2 в сочетании с дескриптором 3, определяющим уровень
профессионализма, может использоваться индивидами и организациями для описания
путей развития карьеры;
•знания и умения Дескриптора 3 предоставляют возможность связи компетенций с
образовательными программами.
e-CF представляет собой многомерную структуру, основанную на компетенциях и гибкую в
применении. В противоположность такой структуре, подход, основанный на описании должностных
обязанностей, менее гибкий, предоставляет большие трудности в применении. С помощью блоков,
содержащих компетенции из разных областей компетенций, можно гибко формировать описания
должностных позиций. Такой подход позволяет быстро обновлять описания должностей без
необходимости удаления и замены полностью всего профайла той или иной должности.
3 Дескриптор 1: Область ИКТ-компетенций
Общее понимание
Общий язык в применении к понятиям, связанным с компетенциями, является очень ценным
инструментом в качестве «словаря»,
классификации данных. Европейский
но его также требуется систематизировать для
язык компетенций должен быть совместим и с
сбора и
другими
концепциями. Например, для формирования описания должностей,образовательных программ,
сертификации, других рамок, связанных с квалификациями, таких как EQF. Таким образом, e-CF
должна соответствовать многочисленным требованиям и быть гибкой и дружеской по отношению к
пользователю.
Процессы и области ИКТ-компетенций
Поскольку понятие компетенции связано с конкретными характеристиками рабочего
пространства, структура компетенции может быть создана на основании анализа трудовых функций,
которые соответствуют рабочему процессу.Рабочие и бизнес-процессы соединяют интересы
индивидуумов, интересы бизнеса, проблемы, задачи, активности, результаты и продукт деятельности
организации.
Бизнес-процесс - это «совокупность видов деятельности, которая имеет один или более
видов входных потоков и создает результат деятельности, имеющий ценность для клиента» (Hammer,
Champy 1993. стр. 52, Hammer 2007; Gaitanides 2007). [22].[21J,[19],
Рабочий процесс является совокупностью видов деятельности работника или группы
работников, в основном характеризующийся хронологической последовательностью (Binner 2004.
Berben 2006. Buch, Frieling 2006) (3], (1), [9].
Каждый рабочий процесс является частью бизнес-процесса (в некоторых случаях рабочие и
бизнес-процессы совпадают). Поэтому связь между рабочими процессами и бизнес-процессами
всегда определена (Gaitanides. 2007) [19].
Использование процессов в качестве основы предоставляет следующие возможности:
•Модели для гибкого применения
•Описания видов деятельности с разных позиций: бизнес-процессов индивидуальной
или групповой работы, департамента, предприятия. Дополнительные процессы могут быть
использованы для описания связей и зависимостей между видами деятельности, например,
вспомогательные процессы,параллельные процессы или влияние результатов
предыдущих процессов.
•Описания различных видов профессиональной деятельности, таких как разработка
программного обеспечения, сервисного обслуживания, администрирования.
•Сравнение между организациями различных типов (крупных предприятий, малого и
среднего бизнеса) возможно в рамках одного сектора экономики, поскольку каждый процесс
имеет рамочное описание. Процессы позволяют описывать виды профессиональной
деятельности, минимизируя специфические особенности компании, такие как. например
организационная структура.
4