ГОСТ Р55766 — 2013
к уровням e-CF. По этой причине указанные уровни EQF были объединены в один уровень под
номером 2 (2-й уровень e-CF).
В следующем подразделе приводится методология определения уровней в e-CF с учетом
требований EOF.
Обоснование: уровни EQF
EQF содержит 8 уровней описаний знаний, умений и компетенций, полученных в результате
определенной формы обучения. Каждый уровень определяется набором описаний («дескрипторов»),
отражающих результаты обучения, которые можно подтвердить документом некоторой системы
квалификаций.
П р и м е ч а н и е - В ходе последних обсуждений также выявлено, что квалификационные уровни,
такие как бакалавр, магистр. Master, PHD и тщ., не устанавливаются по умолчанию. Каждой организации следует
продемонстрировать критерии для определения уровня квалификации. Поэтому на первых этапах вполне
достаточно использовать результаты обучения. Методы определения уровней до сих пор обсуждаются,
но многие эксперты согласны использовать такие параметры, как «контекст сложности», степень независимости,
и глаголы действия, которые используются в описаниях результатов обучения. Такие категории встроены
в концепцию определения уровней EOF.
Исходя из детального анализа дескрипторов EQF и других аналогичных систем, эксперты
пришли к выводу, что и профессиональные уровни, и результаты обучения могут быть определены
тремя характеристиками (документ CWA 15893-2:2008) [40):
1. Независимость, ранжируемая от «следование инструкциям» до «принятия персональных
решений»
2. Контекстсложности,ранжируемыйот«структурированныйпредсказуемый»до
«непредсказуемый, неопределенный, неструктурированный»;
3. Поведение, ранжируемое от «способности применять» до «способности влиять» и
представленное как наблюдаемый результат поведения.
В отношении характеристики поведения (CEN-CWA 16053:2009) [41]. было решено
рассматривать «наблюдаемое поведение». В Europass даны основные примеры с помощью глаголов
действий. Там же приведен список глаголов, которые рекомендуется использовать для гармонизации и
стандартизации языка. Некоторые из этих глаголов не отражают уровни профессионализма/уровня
результатов обучения. В EQF используются разнообразные глаголы для описания уровней. В
нескольких исследованиях были сделаны попытки классифицировать глаголы действий и привести их в
соответствие с различными уровнями и типами способностей (ранжирующихся между
оперативными,когнитивнымиспособностямииспособностямиустанавливатьсвязи),так
называемого домена структуры производительности (Bloom 1956. Mansfield, Mitchell 1996) [4], [24].
В таблице 4 приведен список типовых фраз EQF. для описания самостоятельности, контекста
сложности и поведения.
12