ГОСТ Р55766 — 2013
Некоторые определения, принятые в Европе
Д.Уинтертон (J. Winterton. 2005) (26) представил общий обзор подходов к определению
понятий «компетенция», принятых в разных странах. Обзор основныхконцепций и подходов к
определению этого понятия, составленный на основе его статей, приводится далее.
В США подход, применяемый к определению понятия «компетенция», характеризуется
уметом поведенческих характеристик индивидуума: в Великобритании, напротив, этот подход
основывается на функциональном, относящемся к выполняемой работе понятии «компетенция», что
отражается в Национальной системе профессионального обучения (VET, Vocational Education and
Training)и в Национальной системе профессиональных квалификаций (NVQs. the U.K. National
Vocational Qualifications Framework). NVQs основывается на профессиональных стандартах, которые
составляют по результатам анализа рабочих функций многих контекстов рабочих пространств. Одно
из окончательных и всеохватывающих определений понятия компетенция приводитБомонт
(Beaumont. 1996) [6]. согласно которому это «возможность применять знания, понимание и навыки в
выполнении стандартов, предъявляемых работодателями». Указанное определение включает такие
составляющие, как. например, решение проблем и принятие изменений (Д.Уинтертон (J. Winterton.
2005) (26)).
Во Франции возрастание интереса к компетентностному подходу связано, в основном, с
заинтересованностью компаний в собственном развитии. Понятие «компетенция», представленное во
Франции, является всеобъемлющим, включающим «savoir», «savoir fair©» and «savoir etre». «Savoir
faire» может быть связана с навыками и функциональными компетенциями (Великобритания), а
«savoir etre» - с поведенческими компетенциями (США).
В Германии имеет место нежелание адаптировать модульные подходы к компетенции,
основанные на опасности подорвать понятия ремесленных профессий. Более того, немецкое
определение понятия компетенция более связано с «обучением», чем с «профессией», которая
обычно обозначается как «beruf». Основная концепция, принятая в Германии, сводится к
следующему: «компетенция в действии» (Handlungskompetenz) как результат прохождения
профессионального обучения, подразумевающий две возможности: обучение на рабочем месте и
обучение в образовательном учреждении. «Компетенция в действии» включает: а) последовательные и
методологические компетенции (Fach- und Methodenkompotenz), которые ссылаются на зависящие от
контекста знания и навыки; Ь) персональные компетенции (Personalkompetenz); с) социальные
компетенции (Sozialkompetenz). (Winterton 2005) [26].
Подходы, принятые в EQF
EQF фокусируется на результатах обучения, а не на его процессе обучения, это доказывает,
что результаты обучения представляют наибольшую ценность; это понятие следует развивать и
исследовать более глубоко. Еще более важным является требование к тому, чтобы результаты
обучения были «наблюдаемыми» и «измеряемыми», поэтому они могут быть оценены объективно.
Такие описания называются операционными (Бриджмен. Bridgman, 1927/1960) (7] и могут быть
верифицированы посредством наблюдаемых типов поведения или практической экспериментальной
опытной демонстрацией; следовательно, содержание может быть измерено.
В EQF результаты обучения определяются как «что обучаемый знает, понимает и способен
сделать в результате окончания процесса обучения в терминах знаний, навыков и компетенций» и
выражаются в операционных описаниях.
В EQF определено:
•Знания (К) «означают результаты усвоения информации через обучение. Знания
являются соединение фактов, принципов, теорий и практик, которые связаны с работой или
обучением. В контексте EQF. Знания описываются как теоретические и/или фактуальные»
•Умения (S) «означают способности применять знания и использовать «знаю как» для
выполнения задач и решения проблем. В контексте EQF умения описываются как
когнитивные (включающие использование логики, интуиции и креативного мышления) или
практические (включающие ручной функционал и использование методологии, материалов,
средств труда и инструментов)».
•Компетенции (С) «означают доказанную способность использовать знания, умения и
индивидуальные социальные и/или методологические способности в рабочих или учебных
ситуациях и в профессиональном и в индивидуальном развитии. В контексте EQF
компетенция выражается в терминах ответственности и независимости».
20