ГОСТР55766 — 2013
4 Дескриптор 2: Компетенции
Общее понимание
Концепция понимания понятия «компетенция» восходит к XVIII столетиюдо н.э. иимеет
первостепенноезначение, связанное с такими понятиями, как «самостоятельность» или
«способность». Понятие «самостоятельность» относится к «обладанию ответственностью, правами
или полномочиями для того, чтобы решать, производить, обслуживать, действовать, выполнять,
провозглашать», а понятие «способность»- «иметь знания, навыки и опыт для того, чтобы
выполнять» (Mulder, 2007) [26]. Самостоятельность связана с квалификацией и с сертификационными
механизмами, с выдачей прав, официальной ответственностью, институциональным лидерством,
совокупностью возможностей соотнесения с мастерством, опытом и ноу-хау (даже тактикой и
подсознательным).
К началу 1990 годов понятие «компетенция» рассматривалось как атрибут личности.
«Характеристика личности (как правило, соединенная с другими характеристиками) позволяет
эффективно выполнять задачи в определенной организации» (McClelland.1973) [25] или
«выделенные характеристики личности (такие как: мотивация, особенные свойства, навыки,
некоторые аспекты имиджа или социальной роли или областей знаний), которые связаны с
эффективным или превосходным выполнением работы». (Boyatzis. 1982) [6].
С полным уважением к этим определениям Дэвид МакКлелланд (McClelland) рассматривает
значимым контекст (рабочее окружение), в то время как Ричард Бояцис (Boyatzis)открывает
возможности для де-контекстуальности.
В начале 1990 годов, сформировалось другое понимание компетенций, т.е. понимание с
позиций интересов организации. Согласно Гэри Хэмел и Коимбатору Кришнарао Прахаладу (G. Hamel и
С.К. Prahalad, 1994) [20]. ключевые компетенции начинают приобретать стратегический смысл для
успеха компании. Они представляют собой интегрированный актив
конкурентного преимущества. С этого времени для формирования
компании, важный для
характеристики понятия
«компетенция» интересы организаций также начинают приниматься во внимание,и поэтому
возникла необходимость в привязке понятия компетенций к конкретному контексту.
Были установлены два подхода к определению компетенций: со стороны индивидуума,
обладающего собственными компетенциями, и со стороны бизнес-процессов организации.
Таким образом, было установлено, что определение компетенций со стороны требований
компании идеально подходит как для определения задач организации, так и для задач индивидуума.
Понимание «компетенции» в e-CF
Экспертыe-CFизаинтересованныесторонырешилииспользовать дляработы
«операционное» определение компетенции, чтобы установить связь с результатами обучения,
определение которых было представлено в EOF, и создать разумную логическую связь между e-CF и
EQF.
EOF определяет результаты обучения как «основу, что обучаемый знает, понимает и
способен делать в результате окончания учебного процесса в терминах знаний, умений и
компетенций» (EOF 2009) [16].
Эксперты также использовали термины «компетенция» и «компетенции» в общем понимании
с EQF.
П р и м е ч а н и е - Эта тема будет раскрыта в Приложении 7.
Термины компетенция и компетенции относятся также, по своему общему значениюк
требованиям компаний и отражают истоки бизнес-процессов.
Как результат, определение, которое приняли эксперты, было сформулировано следующим
образом:
•Компетенция - это «продемонстрированная способность применять знания, умения и
отношения для достижения определенных результатов».
Приведенное определение сопоставимо с определениемEQF, которое определяет
компетенцию как «доказанную способность использовать знания, умения и персональные,
социальныеи’илиметодологическиеспособностиврабочихиучебныхситуацияхи
профессиональном и личностном развитии».
9