ГОСТР55766 — 2013
CWA 16053:2009) [41]. Частично для e-CF были разработаны примеры контекстов наиболее типичных
предсказуемоструктуированных и непредсказуемо-иеструктуироеанных профессиональных сред. Эти
контекстные примеры являются начальными пунктами для проведения новых исследований.
Несколько следующих общих замечаний помогут понять принципы e-CF.
•Каждый предыдущий уровень содержит последующий.
•Описание компетенции, ассоциированное с уровнем, должно включать, как минимум,
один глагол, характеризующий уровень.
•Описание компетенции, ассоциированное с уровнем, должно содержать ограниченное
число глаголов действия, ассоциированных с другими уровнями.
Следуя данным принципам, стало возможным создавать описания уровней компетенций.
6 Дескриптор 4: знания и умения
Общее понимание
Целью традиционного обучения обычно является воздействие на знания и навыки. В школе,
например, дети изучают даты в рамках истории, в университете студенты посещают лекции для того,
чтобы получить знания и профессиональный тренинг, обучаемые практикуются в применении умений,
используя лабораторное оборудование. Эти виды деятельности регулярно подтверждаются
дипломами или квалификациями. Другими словами, квалификации, в основном, подтверждают
полученные знания и умения. С другой стороны, компетенции артикулируют способностями там. где
индивидуум способен сделать что-то в специфическом контексте. Компетенции включают знания и
умения, но они также и подразумевают отношения. Компетенции являются целостными понятиями и
включают комплекс поведенческих характеристик. Следовательно, знания и умения необходимы и
полезны, но недостаточны для того, чтобы характеризовать компетенции. Знания и умения
обеспечивают образовательные учреждения необходимой информациейдля определения
результатов обучения и. соответственно, создания образовательных программ.
Представление «знаний» и «умений» в e-CF
Дескриптор 4 (см. CWA 15893-2:2008) [40] артикулирует описание ключевых знаний и умений,
ассоциированных с каждой ИКТ-компетенцией, как определенов дескрипторах 2 и 3. Поэтому
Дескриптор 4 формирует характеристики ИКТ-компетенций. используя примеры знаний и умений. В
Дескрипторе 4, каждый глагол, который используется в описании умений, представляет целевое и
потенциально проверяемое действие. Умения могут быть определены с помощью «задач», хотя
границы могут быть неопределенными. Технически «задача» - это специфический вид деятельности,
который необходимо выполнить, а «умение» - это способность выполнить эту задачу. Для того чтобы
проиллюстрировать различие этих понятий, приведем пример: «написание отчетов» может быть
задачей, а вид действия «написание отчетов» есть умение, так как подразумевает способность
писать отчеты. Условно, умения выражаются с помощью фразы «быть способным».
Определения e-CF:
•Знания представляют совокупность ’знаю что" (языки программирования, средства
разработки и дизайна...) и могут быть представлены функциональными описаниями.
•Умения - это способность выполнять конкретные управленческие или технические
задачи. Навыки управления и владения технологиями являются ключевыми составляющими
структурыкомпетенцийиспецифицируютключевыеспособностиэтойструктуры
компетенции.
•Отношение означает когнитивные способности и способности устанавливать связи
(способности к анализу, синтезу, гибкость, прагматизм и т.д.) плюс мотивация делать что-то.
Если знания и умения являются основными компонентами компетентности, то отношение
является тем, что их соединяет в индивидууме.
В Дескрипторе 4 «знать» означает быть знакомым с..., быть осведомленным о..., понимать
независимо от того, каким путем эти знания были обретены: как результат обучения, опыта,
ознакомления. Это определение вполне когерентно с EOF.
Понятие «отношение» можно сравнить с французским «savoir 6tre» или персональным, или
социальным измерением компетенции. В действительности в e-CF понятие отношения полностью
встроено в описание ИКТ-компетенции как в Дескриптор 2, так и в Дескриптор 3. Отношение также
отражено в наборе умений, определяемых в Дескрипторе 4.
15