ГОСТ Р55766 — 2013
Определение, принятое в e-CF, также охватывает социальные и личностные способности, так
как ИКТ-компетенции являются целостными характеристиками.отражающими комплексное
поведение, объединенными понятием «отношения» и степенью индивидуальной самостоятельности.
Это утверждение становится более очевидным, когда ИКТ-компетенции описываются с учетом уровня
профессионализма (более детальное описание приводится в разделе 5).
В отношении терминов «умения», «знания», «отношение» эксперты e-CF и заинтересованные
стороны решили:
•Умения - это «способность выполнять конкретные управленческие и технические
задачи». Умения управления и владения технологиями являются компонентами компетенций и
специфицируют ключевые способности, которые формируют компетенцию.
•Знания представляют совокупность «знаю что» (языки программирования, средства
разработки и дизайна...) и могут быть описаны операционными дескрипторами.
•Отношение в рассматриваемом контексте означает «когнитивные способности и
способности устанавливать связи» (способности к анализу, синтезу, гибкость, прагматизм и
тщ.). Если знания и навыки выступают структурными компонентами компетентности, то
отношения являются тем. что их соединяет в индивидууме.
Понятия «знания» и «умения» могут служить связующим звеном между EOF и e-CF и
устанавливатьвозможностьдляинтероперабельностимеждурезультатамиобученияи
компетенциями, поскольку эти понятия используются для определения понятия «результаты
обучения» в EOF и понятий «компетенция» как в EOF, так и в e-CF (см. CWA 16053:2009) [41].
Для того чтобы идентифицировать, систематизировать и описать ИКТ-компетенции.
потребовалось обратиться к значительному практическому опыту специалистов ИКТ-сектора,
которым обладали эксперты e-CF и другие заинтересованные стороны. Для обобщения этих
исследований были приняты три максимы:
•Критерии для включения компетенции в e-CF: все решения о включении новой
компетенции делались экспертами e-CF совместно с заинтересованными сторонами. Критерии
основывались на значении и интересе к предлагаемой новой компетенции и потенциале ее
дальнейшего использования. Для того чтобы компетенция была включена в e-CF. она должна быть
широко использована в настоящее время и иметь перспективу в дальнейшем (не быть модной
тенденцией), а также быть интегрируемой с другой информацией e-CF в совместимой и когерентной
форме. Например, новая компетенция, относящаяся к экологии информационных технологий (Green-IT)
была проанализирована для включения в e-CF v.2. В итоге, предложение о включении
компетенции Green-ГГ отклонили, поскольку выделение такого направления было расценено как
модная тенденция с неопределенной степенью устойчивости.А предложенная компетенция
«Устойчивое развитие» была одобрена как новая компетенция под номером А.8. являясь более
очевидной и может быть выражена в терминах влияния на окружающую среду и принципах
энергоэффективности.
•Взаимосвязь компетенций и задач процесса труда: для гарантии целостности
описания компетенции важно разделить задачи процесса труда и компетенции. Компетенция
описывается как определенное поведение, отражающее «демонстрируемую способность применять
знания, умения и отношения для достижения определенных результатов». Задачей процесса труда
является действие или набор действий, которые необходимы осуществлять для выполнения
определенной работы. Различие между задачей процесса труда и компетенцией состоит в
характеристиках, связанных с включением личностной и социальной компонент, таких как, например,
отношения, которые являются интегральной составляющей понятия компетенции. В e-CF версия 2.0
особое внимание было уделено гарантии того, что в описании компетенций присутствуют именно
личностные и социальные компоненты. Это требование демонстрируют следующие примеры
терминологии: «принимать основное решение»; «систематизировать»; «проявлять творчество»;
«лидировать» и т.д. Этот подход также был применен для пересмотра описаний компетенций,
которые уже были определены в предыдущей версии e-CF v.1.0
•Делимость компетенций: компетенции составляют целостную комплексную и
действующую в течение длительного периода времени концепцию, поэтому должны находиться на
самом нижнем уровне делимости. Тем не менее, совсем не просто определить уровень границ
компетенции в отношении уровня делимости. Как результат применения здравого смысла,
выявленного в результате дискуссий, эксперты e-CF выбрали прагматичный подход, основанный на
том. что отдельная компетенция не должна быть ниже уровня отдельного вида умения, так как
определение компетенции уже содержит в себе понятие «умения», но не может достигать уровня
10