ГОСТР55766 — 2013
Если определения понятий «знания» и «умения» достаточно ясны, то объяснение понятия
«компетенции» является, напротив, нечетким.
Согласно предложенной Уинтертоном (Winterton. 2005) [26] компетентностной модели,
«компетенция имеет четыре составляющих, две из которых являются «профессиональными», т.е.
связанными с работой или учебой, и две «индивидуальными»,т.е. зависят от характеристик
индивидуума.Профессиональныекомпетенциисодержаттак называемые«когнитивные
компетенции», которые Уиитертон рассматривает как «знания», и «функциональные компетенции»,
которые Уинтертон рассматривает как «умения». Индивидуальные включают «мета-компетенции» и
«социальные компетенции».
П р и м е ч а н и е - Является несоответствием тот факт, что понятие компетенции включает мета-
компендии, так как понятие мета предусматривает более высокое иерархическое понятие. Поэтому это не
«мета», это часть или составляющая компетенции.
Общее определение понятия «компетенции», данное в EQF, совпадает с моделью,
предложенной Уинтертоном. но. к сожалению, последнее предложение этого определения смущает.
Путаница возникает в последнем столбце EOF, который относится к компетенции. Критическое
прочтениесодержанияэтогостолбцаприводиткпониманию,что«простые»аспекты
«независимости» и «ответственности» также являются компонентами социальной компетенции.
Согласно Уинтертону. если «компетенция» целостно сформирована из нескольких элементов, она не
должна принадлежать отдельному столбцу рамки, но должна представлять и складываться из
комбинации элементов.
П р и м е ч а н и е - Так называема «компетентность» является более литературным термином.
Поэтому в EQF выявлены следующие вопросы, связанные с компетенцией.
•Почему в EQF определение компетенции описывается с помощью терминов
«независимость» и «ответственность»?
•Почемувстолбце,посвященном«компетенции»,большепонятий,чем
«независимость» и «ответственность»?
•Почему понятию компетенции придается тот же статус, что и понятиям «знания» и
«умения», хотя оно состоит из этих и дополнительных понятий?
Этот аспект в EQF неясен. Тем не менее, эксперты e-CF, будучи знакомы с таким небольшим
несоответствием, понимали, что EOF является динамично развиваемой структурой, которая будет
развиваться.
Кроме того. Уинтертон сформулировал следующий вывод по поводу понятия компетенция
«невозможно достичь определения, удовлетворяющего и примиряющего все различные способы,
для определения которых этот термин используется».
Аналогичная проблема возникает в отношении различия понятий «компетенция» и
«компетентность». EQF использует понятие «компетенция» в единственном числе. Согласно
пояснению Уинтертона. единственное число этого понятия только ссылается на всеобъемлющую и
общую концепцию понятия «компетенции», обычно более связанную с подходами к этому понятию со
стороны организацией. Тем не менее,EQF фокусируется на компетентностных компонентах,
связанных с контекстом обучения. В IEEE это названо как компетенции/ия («competency/’ies») Важно,
что включение аспекта «социальных компетенций» делает EOF ближе к определению компетенций со
чтовEOFсделана
индивидуальные подходыв
попытка
применении
примирить
кпонятию
стороны индивидуума.
Необходимоотметить,
стратегические/оргаиизационныеи
«компетенция».
Персональнаясоставляющаяоткрытадлявозможныхпереопределенийпонятия
«компетенция».
Указанные перспективы представляются весьма спорными, принимая во внимание тот факт,
что определение понятия «компетенции» находится в процессе развития. Кроме того, отраслевые
применения EOF показывают, что понятие «доказанная способность» зависит от контекста.
Например, способность координировать футбольную команду отличается от координирования
команды поваров. Компетенция является композиций знаний, навыков и персональных возможностей,
которые всегда связаны с конкретным содержанием трудовой деятельности. Контекст полон
содержания, которое не может быть проигнорировано или исключено. В EOF знания, умения и
21