Верховный Суд Республики Башкортостан
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 10 апреля 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора Шапошниковой Т.Н.,
при секретаре Александровой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гатауллина З.С. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 3699 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года
№ 1732,
Установил:
27 декабря 2017 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з издало приказ №1732 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень к приказу №1732 от 27 декабря 2017 года).
Приказ №1732 опубликован 28 декабря 2017 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
В пункт 3699 Перечня к приказу №1732 от 27 декабря 2017 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено нежилое здание, общей площадью ... кв.м, с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ...
Гатауллин З.С., в собственности которого находится указанное нежилое здание с кадастровым номером ..., обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3699 Перечня к приказу №1732 от 27 декабря 2017 года, полагая, что принадлежащее ему нежилое здание не соответствуют требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 №43-з «О налоге на имущество организаций», а также статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый пункт Перечня к приказу №1732 от 27 декабря 2017 года нарушает права административного истца как собственника здания и налогоплательщика.
Административный истец Гатауллин З.С. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом посредством передачи телефонограммы. Кроме того, информация о рассмотрении дела своевременно размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Представитель административного истца Гатауллина З.С. – Исаева О.Ю. требования поддержала в полном объеме, указала, что принадлежащее Гатауллину З.С. нежилое здание не соответствуют требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 №43-з «О налоге на имущество организаций», а также статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый пункт Перечня к приказу №1732 от 27 декабря 2017 года нарушает права административного истца как собственника здания и налогоплательщика. До 30 августа 2016 года здание сдавалось в аренду ГОУВПО «...» по договору от 27.09.2009 года №... для проведения учебной деятельности. В период утверждения Перечня здание находилось на консервации и не использовалось. В 2018 году начата реконструкция здания. Согласно техническому паспорту 2010 года, представленного МЗИО Республики Башкортостан, значится здание управления, под офисы никогда не использовалось.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Фазлетдинова А.Р. административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, указывая, что спорный объект включен в Перечень по признакам подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с размещением на земельном участке с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования «научные организации, учреждения, проектные организации, офисы», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В здании осуществляется деятельность фитнес-центра, дату начала деятельности фитнес-центра назвать не смогла.
Выслушав представителя административного истца Гатауллина З.С. – Исаеву О.Ю., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – Фазлетдинову А.Р., заслушав заключение прокурора Шапошниковой Т.Н., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на
1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»).
В силу пункта 2 вышеуказанного постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан оно не позднее 1-го числа очередного периода по налогу определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
-
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
-
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено абзацами четвертым и пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного здания в Перечни законным суду надлежит установить, что оно либо:
-
расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
-
назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
-
не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Согласно пояснениям представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Фазлетдиновой А.Р. нежилое здание было включено в Перечень на 2018 год по пп. 1 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с размещением здания на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером ... включено в Перечень к приказу №1732 от 27 декабря 2017 года.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ..., имеющем вид разрешенного использования: научные организации, учреждения, проектные организации, офисы (л.д....).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, действовавшие на момент принятия Перечня к приказу №1732 от 27 декабря 2017 года.
Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:
-
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
-
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);
-
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают размещение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения исходя из кадастровой стоимости, совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ..., на котором расположено спорное нежилое здание не в полной мере соответствует виду разрешенного использования, поименованному в пунктах 1.2.5, 1.2.7, 1.2.9 Методических указаний.
Соответственно, вид разрешенного использования земельного участка не является однозначно определенным. Данный вид разрешенного использования земельного участка не позволяет сделать однозначный вывод о том, что он предусматривает размещение на участке торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. Указание в виде разрешенного использования земельного участка слова «офисы» безусловно не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий, помещений делового, административного и коммерческого назначения на момент утверждения Перечня или в течение налогового периода.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим для того, чтобы признать спорное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
В период утверждения Перечня на 2018 год (с 01 сентября 2016 года по 27 декабря 2017 года) спорное нежилое здание не эксплуатировалось, находилось в стадии консервации на основании приказа собственника от 01 сентября 2016 года №2 (л.д....).
До 01 сентября 2016 года нежилое здание являлось зданием заводоуправления, помещения которого использовались с 27 октября 2009 года по договору аренды №... от 27.10.2009 года в качестве учебных классов ГОУВПО «...» (л.д....).
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 25 января 2010 года, нежилое здание, расположенное по адресу: ..., представляло собой здание управления (л.д....). По экспликации помещений видно, что они предназначены для размещения кабинетов, складов, спортзала и.т.д.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На момент утверждения перечня к приказу №1732 от 27 декабря 2017 года действовал Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. № 180 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядка) на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республике Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России, Министерством в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организации с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и (или) их уполномоченных представителей по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов формирует Перечень на очередной налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства.
Согласно п. 3.1. заявители в случае несогласия с включением соответствующих объектов недвижимого имущества в Перечень вправе до 1 ноября текущего налогового периода направить в Министерство обращение о проведении мероприятий по определению фактического использования объекта для принятия решения в части актуализации Перечня. Обращение может быть представлено лично или посредством почтового отправления.
К обращению заявителем в обязательном порядке прикладываются технические планы (паспорта) на объекты и иные документы по усмотрению собственника.
В соответствии с п.3.3. Министерство в течение 15 дней со дня поступления обращения обеспечивает проведение обследования объектов в целях определения вида их фактического использования.
Обследование осуществляется комиссией в присутствии заявителя. Состав комиссии утверждается приказом Министерства.
На момент включения здания с кадастровым номером ... в оспариваемый Перечень на 2018 год его фактическое использование не устанавливалось.
Обследование здания в целях определения вида его фактического использования состоялось только 13 ноября 2018 года, по результатам которого составлен акт обследования №122 (л.д....).
В соответствии с актом обследования №122 от 13 ноября 2018 года доля площади недвижимого имущества, фактически используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов составляет 41% от общей площади объекта недвижимого имущества.
Между тем данный акт обследования суд признает недопустимым доказательством ввиду его несоответствия требованиям Порядка определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. № 180.
Так, в нарушение утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. № 180 формы акта в представленном административным ответчиком акте обследования отсутствуют подписи членов комиссии в конце акта.
Кроме того, назначение помещений в акте определено сотрудником КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и г. г.Мелеуз, несмотря на наличие технического паспорта, в котором приведено иное назначение помещений здания, без привлечения соответствующего специалиста.
По объяснениям представителя МЗИО Республики Башкортостан в суде, помещения 2 этажа используются для размещения фитнес-клуба. Договор аренды на помещение не предоставлен, сведений о том, кем используется данные помещения, в материалах обследования не имеется, следовательно, оснований полагать, что деятельность фитнес-клуба осуществляет ООО «...», основной вид деятельности которого «деятельность фитнес-центров». Кроме того, представитель не смогла назвать дату начала деятельности фитнес-центра и основания отнесения его в полном объеме к бытовым услугам. Определяя на 13 ноября 2018 года 41% площади здания, как используемой для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания и помещения торговых объектов, в акте не указано, по каким признакам площадь второго этажа - ... кв.м. в полном объеме отнесена к данным видам деятельности со ссылкой на соответствующий классификатор, наименования помещений, предназначение помещений. В акте указано, что на втором этаже расположены спортзалы площадью ... кв.м., игровые комнаты - ... кв.м.,, раздевалки - ... кв.м., душевые, сауна, санузел - ... кв.м., кабинет – ... кв.м., лестничные клетки - ... кв.м., то есть ни одно из указанных помещений не отвечает признакам ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, акт обследования 122 от 13 ноября 2018 года не подтверждает фактическое использование более 20 процентов площади спорного нежилого здания в целях размещения офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов на момент включения здания в Перечень.
В материалах дела имеется акт обследования №10 от 21 февраля 2019 года. Однако данный акт представлен Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в виде незаверенной копии, представитель административного ответчика не просила учитывать его в качестве доказательства по делу (л.д....).
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з) Налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1)
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений),
3)
отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что общая площадь включенного в перечень здания составляет ... кв. м., то есть менее 2000 кв.м, что не позволяет отнести его к объекту недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии с п.п.3 п.1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30.11.2017 года №545-з),
Утверждение представителя ответчика о применении в отношении спорного здания положений п.п.1 п.1 ст. 2.1 Закона РБ №43-з нельзя признать убедительным ввиду отсутствия признаков административно-делового цента и торгового центра (комплекса), а также доказательств фактического использования либо предназначения для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, именно на административного ответчика возложена обязанность по доказыванию законности включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения более 20% от общей площади здания на начала налогового периода 2018 года.
С учетом неопределенности вида разрешенного использования земельного участка и установленного вида фактического использования здания суд полагает, что здание не отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем оно не подлежало включению в Перечень к приказу №2007 от 29 декабря
2016 года.
Включение нежилого здания с кадастровым номером ... в пункт 3699 Перечня на 2018 год противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Гатауллина З.С., возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Таким образом, суд признает недействующим пункт 3699 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732, поскольку оспариваемое положение противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельного его положения с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 3699 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года
№ 1732.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд,
Решил:
административное исковое заявление Гатауллина З.С. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 3699 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года № 1732, удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3699 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года
№ 1732, со дня его принятия.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Гатауллина З.С. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова