ГОСТ 33597—2015
скорости начала торможения) при проведении ходовых тормозных испытаний единицы железнодорож
ного подвижного состава.
3.3 ведущий локомотив:
Л
окомотив, предназначенный для тяги опытного сцепа.
3.4 вспомогательный тормоз: Пневматический тормоз ведущего локомотива, приводимый вдей
ствие без разрядки тормозной магистрали.
3.5 гидравлический тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается при преобразова
нии кинетической энергии подвижного состава в тепловую энергию рабочей жидкости в гидротрансфор
маторе.
3.6 дотормаживанио: Автоматический процесс замещения электрического (гидравлического) тор
можения электропневматическим или пневматическим при малых скоростяхдвижения.
3.7 заданная скорость: Скоростьдвижения опытного сцепа при контроле тормозного пути.
3.8 единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного
подвижного состава, к которому относятлокомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские и
грузовые вагоны локомотивной тяги, а также другой подвижной состав, предназначенный для осущест
вления перевозок и функционирования инфраструктуры железных дорог.
3.9 исполнительный механизм тормозной системы: Часть пневматического или рельсового
тормоза, предназначенная для непосредственного выполнения работы по созданию тормозной силы.
3.10 конструкционная скорость: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической до
кументации на единицу железнодорожного подвижного состава.
3.11 кран экстренного торможения (стоп-кран): Устройство или комплекс устройств, служащие
для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в
действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.
3.12 магниторельсовый тормоз: Рельсовый тормоз, создающий тормозное усилие путем трения
электромагнитного притяжения тормозного башмака к рельсу.
3.13 метод бросания: Метод определения тормозного пути, при котором экстренные торможения
выполняют путем принудительной отцепки испытываемой единицы железнодорожного подвижного со
става от опытного сцепа при его движении с заданной скоростью.
3.14 метод непосредственного торможения: Метод определения тормозного пути самоходных
единицжелезнодорожного подвижного состава, при котором набор заданной скорости иэкстренное тор
можение производят без использования опытного сцепа.
3.15 метод последовательных торможений: Метод определения тормозного пути, при котором
последовательно осуществляютэкстренные торможения опытного сцепа с испытываемой единицей же
лезнодорожного подвижного состава и без нее.
3.16 опытный сцеп: Поезд, составленный из ведущего локомотива, вагона-лаборатории, испыты
ваемой единицы железнодорожного подвижного состава и предназначенный для проведения ходовых
тормозных испытаний.
Примечание — Допускаетсясоставлятьопытныйсцепбезвагона-лаборатории.Приэтомфункцииваго
на-лаборатории (принудительнойотцепки и фиксирования момента начала торможения)должныбытьвозложены
на ведущийлокомотив.
3.17 орган управления тормозами: Краны машиниста, контроллеры управления тормозами, стоп-
краны.
3.18 петля безопасности: Электрический канал управления тормозной системой поезда (электри
ческая цепь), при разрыве которого (снятие напряжения) происходит экстренное торможение.
3.19 пневматический тормоз: Тормоз единицы железнодорожного подвижного состава с пневма
тическим управлением и пневматическим исполнительным механизмом.
3.20 раствор: Жидкость, наносимая на поверхность рельсов дляснижения коэффициента сцепления.
3.21 расчетная сила нажатия тормозных колодок на ось: Показатель, характеризующий тор
мозную эффективность единицы подвижного состава и используемый для расчета обеспеченности же
лезнодорожного подвижного состава в эксплуатации.
Примечание — Расчетная силанажатиядолжна бытьприведенакчугунным тормознымколодкам.
3.22 рельсовый тормоз: Вид исполнительного тормозного механизма, в котором сила торможе
ния создается в результате непосредственного контакта тормозного башмака, размещенного наединице
железнодорожного подвижного состава, с рельсом.
2