ГОСТ 33597—2015
- от 5до 8 мм для колодочного тормоза двухосных тележек;
- от 5до 12 ммдля колодочного тормоза трехосных тележек;
- от 3до 6 мм для дискового тормоза (суммарный для одного диска).
Значение зазора определяют по результатам измерений на всех тормозных колодках (накладках) с
верхней и нижней части. За результат принимают среднюю величину.
Осуществляют зарядку пневматической сети тормоза сжатым воздухом давлением от 0.50 до 0.55
МПа (от 5.0 до 5.5 кгс/см2) в течение не менее 6 мин и выполняют экстренное торможение. Выход штока
тормозного цилиндра должен соответствовать нормативному значению.
5.2.8.2Тормоз испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава приводят в дей
ствие путем снижения давления в тормозной магистрали вагона на значение от 0.15до 0.17 МПа темпом
не менее 0.015 МПа/с.
Значение выхода штока определяют как разницу значения линейного перемещения поршня между
отпущенным и заторможенным положениями.
5.3 Методы испытаний тормозов на стабильность работы
5.3.1Испытаниядляопределения изменения силы тормозного нажатия при использованииновых и
полностью изношенных фрикционных элементов проводят при следующих показателях работы тормоза;
- при установке новых фрикционных элементов и имитации их полного износа (собязательной ре
гулировкой тормозной рычажной передачи);
- при минимальном и максимальном зазорах междутормозными колодками (накладками) и поверх
ностью катания колес (дисков), контролируемых по 5.2.3;
- при срабатывании и несрабатывании регулирующих устройств (автоматических регуляторов вы
хода штока тормозных цилиндров).
Метод определения силы тормозного нажатия по 5.2.3.
Из общего ряда данных, полученных на одном режиме работы воздухораспределителя при раз
личных показателях работы тормоза, выбирают минимальное и максимальное значения силы нажатия
тормозных колодок (накладок) на одной оси.
Изменение силы тормозного нажатия при действии тормоза, с, %. определяют по формуле
с=
’ЧНВХ “
К т
100
%
.
(13)
Ктах
где Кта* — максимальное значение силы тормозного нажатия на одной оси. кН;
Ктп — минимальное значение силы тормозного нажатия на одной оси. кН.
Расчет следует проводитьдля каждой оси.
5.3.2Испытания поопределению зазора между рабочими поверхностями фрикционных пар прово
дят после испытаний по 5.2.1 с приработанными фрикционными элементами.
При испытаниях проверяют следующие показатели;
- работоспособность автоматического регулятора зазора между рабочими поверхностямифрикци
онных пар (при наличии);
- расстояние между тормозными колодками и поверхностью катания колес (тормозными наклад
ками идисками).
Средства измерений по 5.1.3.
Испытания проводят в следующей последовательности:
- воздействуя на авторегулятор, увеличивают зазор между рабочими поверхностямифрикционных
пар на расстояние, составляющее от 50 % до 70 % от максимального допускаемого значения (от 5 до
8 мм для колодочных тормозов и от 3 до 6 мм для дисковых тормозов);
- осуществляютзарядку пневматической сетитормоза и выполняют серию из нескольких (неменее
двух) циклов экстренного торможения и отпуска;
- контролируют срабатывание автоматического регулятора иотвод фрикционных элементовот по
верхности катания колес или дисков;
- измеряют расстояние между рабочими поверхностями фрикционных пар со стороны верхнего и
нижнего торцов фрикционного элемента, котороедолжно соответствовать нормативному значению (от 5
до 8 мм для колодочных тормозов и от 3до 6 мм для дисковых тормозов).
За результат измерений принимают среднее значение. Схема выполнения измерений приведена
на рисунке 1.
13