ГОСТ Р 52302—2004
3.5 передаточное число рулевого управления (/s): Отношение угла поворота рулевого колеса
к среднему углу поворота управляемых колес, которое может определиться при любом значении угла
поворота рулевого колеса.
3.6 прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз: АТС категории О, предназначенное для перевозки недели
мых крупногабаритных, в том числе негабаритных тяжеловесных, грузов массой 20 т и более.
3.7 специализированные автотранспортные средства: АТС, предназначенные для перевозки
грузов одного типа.
3.8 габаритный радиус автомобиля: Радиус окружности, которую описывает на горизонтальной
опорной поверхности наиболее удаленная от центра поворота точка автомобиля во время его движения по
окружности. Проекции выступающих частей кузова типа зеркал заднего вида при измерении габарит ного
радиуса не учитывают.
3.9 база автомобиля (прицепа): Расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, про
ходящей через ось передних колес, и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось
задних колес.
3.10 автотранспортные средства повышенной проходимости: АТС категории G по ГОСТ Р 52051.
4 Технические требования
4.1 Усилие на рулевом колесе
Усилие на рулевом колесе автомобиля не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Т а б л и ц а 1
Усилие на рулевом колесе, Н, не более
Категория АТС
Неподвижный автомобильДвижущийся автомобиль
без рулевого
усилителя
с рулевым усилителем
с исправным рулевым
управлением
при отказе усилителя
Mi200
60
150
300
М2
250
М3
350
250
200
450
N
1
300
180
300
250
400
n
2
350
N3
250
200
450*
* Для грузовых автомобилей с двумя или большим числом мостов (осей) с управляемыми колесами до
пускается 500 Н.
4.2 Стабилизация рулевого управления
4.2.1 Требования распространяются на АТС категорий М и N.
4.2.2 Угол поворота рулевого колеса после его освобождения не должен увеличиваться.
4.2.3 Управляемые колеса и рулевое колесо должны самостоятельно возвращаться в сторону
нейтрального положения.
4.2.4 Максимальное значение угла поворота рулевого колеса, не достигшего нейтрального поло
жения в течение 6 с после его освобождения, не должно превышать 30 % величины угла поворота
рулевого колеса, соответствующего движению АТС по окружности радиусом 50 м.
4.2.5 Процесс возврата рулевого колеса в нейтральное положение не должен быть колебатель
ным. Допускается один переход рулевого колеса через нейтральное положение в любом из заездов.
4.3 Поперечная статическая устойчивость при испытаниях «опрокидывание на стенде»
4.3.1 Требования распространяются на АТС категорий М, N, О (применительно к категории Mi —
только на АТС повышенной проходимости, применительно к категории О для полуприцепов — только в
составе автопоезда).
4.3.2 Показателями поперечной статической устойчивости против опрокидывания АТС являются:
- угол статической устойчивости асу— угол наклона опорной поверхности опрокидывающей плат
формы относительно горизонтальной плоскости, при котором произошел отрыв всех колес одной сто
роны одиночного АТС или всех колес одной стороны одного из звеньев седельного автопоезда от
опорной поверхности;
2