ГОСТ Р 52302—2004
На записях а = f(t), cpn’ = f(t) и ф3’ = f(t) делают отметки в моменты отрыва колес одной стороны от
платформы.
Допускается ступенчатый подъем платформы с регистрацией углов а и ср при остановках платфор
мы через каждые 1°—2° в области, близкой к отрыву всех колес одной стороны от платформы.
5.5.5Величины углов крена подрессоренных массАТС (звена автопоезда) относительно платфор
мы, при которых происходит отрыв колес одной стороны от платформы в зонах переднего срп,и заднего
ср3/ свесов, определяют по формулам:
Ф п /= Ф п ’/
~ а Ь
(7 )
Фз / — Фз / —
Щ
(8)
для каждого /-го зачетного измерения.
Средние значения углов крена подрессоренных масс в центре масс определяют по формуле
* • < , +
*■■’1
(
9
)
V/, + /2
где А, — расстояние от переднего сечения, в котором проводят измерение крена, до центра масс АТС;
/2— расстояние от заднего сечения, в котором проводят измерение крена, до центра масс АТС.
Для одноосных прицепов углы крена определяют по формулам (7) и (8).
5.5.6 Результатами испытаний являются:
- среднее значение угла поперечной статической устойчивости асу,при котором происходит отрыв
колес одной стороны АТС (звена автопоезда) от платформы;
- среднее значение угла крена сркв тот же момент.
5.6 Испытания «рывок руля»
5.6.1 Для испытаний используют площадку минимальным диаметром 100 м с примыкающей к ней
разгонной полосой длиной не менее 1000 м и шириной не менее 7 м.
5.6.2 П р о в е д е н и еи с п ы т а н и й
5.6.2.1 АТС испытывают при скоростях:
(80 ± 3) км/ч — для АТС категорий М1, М2и N.,;
(60 ± 3) км/ч » » » М3, N2
и
N3.
Если максимальная скорость АТС равна или меньше указанной, то скорость при испытаниях
принимают на 10 км/ч ниже максимальной, установленной в технических условиях предприятия-изгото
вителя.
При этой скорости АТС движется равномерно и прямолинейнодо начала поворота рулевого колеса.
5.6.2.2 При испытаниях производят максимально быстрый, с угловой скоростью не менее 4007с,
поворот рулевого колеса в заданное положение. Рулевое колесо удерживают в этом положении до
начала установившегося кругового движения или, если криволинейное движение не становится устано
вившимся, в течение 3 с.
5.6.2.3 Угол поворота рулевого колеса увеличивают ступенчато от заезда к заезду до достижения
бокового ускорения для АТС категорий М1, М2и N-, не менее 4,5 м/с2, для АТС категорий М3, N2и N3 — не
менее 2,5 м/с2 или близкого к предельному по условиям сцепления шин с дорогой, или максимально
возможного по условиям безопасности.
Первый испытательный заезд выполняют при угле поворота рулевого колеса, соответствующем
боковому ускорению 1,0—1,5 м/с2.
Всего с постепенным увеличением бокового ускорения должно быть выполнено не менее 12
заездов в каждую сторону как влево, так и вправо.
5.6.2.4 В процессе испытаний измеряют и непрерывно регистрируют во времени:
5Н— угол поворота рулевого колеса, град.;
\|/ — угловую скорость автомобиля, град./с;
ау — боковое ускорение автомобиля, м/с2;
v — скорость автомобиля, м/с.
Примечание — Допускается не регистрировать скорость автомобиля непрерывно. В этом случае ско
рость контролируют в начале и конце заезда.
11