ГОСТ Р 52302—2004
5.1.2 Датчики для измерения различных параметров должны быть установлены в соответствии с
инструкциями их использования и обеспечивать требуемую точность измерений.
5.1.3 Страховочные приспособления, предотвращающие опрокидывание АТС при испытаниях,
должны быть оснащены элементами, защищающими от повреждений внешние панели и детали АТС.
5.1.4 Для определения поперечной статической устойчивости АТС используют стенд (стенд-опро
кидыватель), имеющий платформу, размеры которой позволяют разместить автомобиль, прицеп или
седельный автопоезд.
Опорная поверхность платформы стенда должна поворачиваться вокруг оси, параллельной про
дольной оси АТС, на угол не менее 60° относительно горизонтальной плоскости. Платформа должна
быть оснащена страховочными приспособлениями в виде цепей или тросов и упорами, которые должны
предотвращать скольжение шин АТС в поперечном направлении.
5.1.5 АТС при дорожных испытаниях не должны сбивать вертикальные элементы разметок полос
движения.
5.2 Условия проведения испытаний
5.2.1 Испытания проводят при соблюдении правил техники безопасности, приведенных в прило
жении В.
5.2.2 Техническое состояние АТС, их агрегатов и узлов должно соответствовать техническим
условиям или другой технической документации предприятия-изготовителя, утвержденной в установ
ленном порядке.
Седельные тягачи испытывают в составе автопоезда, при этом прицепной состав испытывают со
штатными тягачами.
Допускается проведение испытаний прицепов на статическую устойчивость без тягача.
5.2.3 При проведении испытаний должны соблюдаться требования руководства по эксплуатации.
5.2.4 Износ шин АТС перед испытаниями должен быть равномерным и не должен превышать 40 %
полной высоты протектора.
5.2.5 Перед испытаниями предприятие-изготовитель или заказчик испытаний должны представить
техническое описание объектов по форме, приведенной в приложении Г.
5.2.6 Перед испытаниями АТС нагружают до полной массы, заявленной предприятием-изготови-
телем.
Масса балласта, имитирующего людей, должна соответствовать следующим значениям:
- водитель и единица обслуживающего персонала в грузовом автомобиле и автобусе — (75 ± 1) кг;
- водитель легкового автомобиля, пассажир легкового автомобиля и автобуса — (68 ± 1) кг.
Масса балласта, имитирующего людей, для АТС, разработанных по заказу Минобороны России,
должна соответствовать значениям, указанным в нормативной документации.
В качестве балласта, имитирующего людей, рекомендуется применять объемные манекены.
Платформы грузовых автомобилей и прицепов нагружают балластом в соответствии с их грузопо
дъемностью таким образом, чтобы высота центра массы балласта над платформой соответствовала
высоте центра масс при равномерном распределении по платформе груза плотностью (0,80 ± 0,05) т/м3.
Для полноприводных грузовых автомобилей центр массы балласта должен располагаться на высоте
середины бортов платформы с учетом надставных бортов.
Специализированные АТС испытывают при высоте центра массы балласта, исходя из плотности
груза, для перевозки которого предназначено данное специализированное АТС, подтвержденной доку
ментацией предприятия-изготовителя.
В качестве балласта для цистерн допускается использовать воду.
5.2.7 Участок дороги, на котором проводят испытания, должен быть горизонтальным, сухим, ров
ным, чистым, с асфальтобетонным покрытием.
Под сухим покрытием понимают асфальтобетонное покрытие с коэффициентом сцепления
0,75 ±0,05.
Максимально допустимый уклон в любом направлении — не более 1 %. Участок дороги для испы
таний «прямая» не должен иметь локальных выступов и впадин, превышающих по высоте и глубине 20
мм, если их площадь превышает 20 см2.
Дороги, на которых проводят испытания «пробег», должны быть как с сухим, так и с мокрым
покрытием.
Под мокрым покрытием понимают асфальтобетонное покрытие, политое водой, с коэффициентом
сцепления 0,3—0,6.
5.2.8 Участки испытаний размечают эластичными элементами, ограничивающими ширину коридо
ра движения в зависимости от габаритной ширины АТС по колесам на высоте 150 мм.
8