Приложение Б
(рекомендуемое)
ГОСТ Р 52302—2004
Оценка управляемости и устойчивости АТС в эксплуатационных режимах движения
Б.1 Шкала оценокуправляемости иустойчивости АТС вбаллах
Отлично, улучшать не требуется5,0
Между хорошо иотлично4,5
Хорошо, желательно улучшить4,0
Между хорошо и посредственно3,5
Посредственно, необходимо улучшить3,0
Между посредственно иплохо2,5
Плохо2,0
Очень плохо1,0
Оценки управляемости иустойчивости АТС выставляют исходя из следующих положений.
Балл 5,0 — водитель не ощущает затруднений при управлении АТС.
Балл 4,0 — водитель начинает ощущать небольшие затруднения, заключающиеся в появлении некоторого
несоответствия реакции АТС на управляющее воздействие (по моменту его начала иамплитуде) по отношению к
желаемой.
Балл 3,0 — водитель ощущает значительные затруднения в управлении скоростью, замедлением, траекто
рией, стабилизацией курса и крена. При выставлении этой оценки безопасное движение возможно при максималь
ном внимании к управлению АТС.
Балл 2,0 — водитель работает на пределе своих возможностей. Минимальная ошибка в выборе момента
приложения и величины управляющего воздействия приводит к потере устойчивости иуправляемости АТС.
Балл 1,0 — устойчивое управление АТС невозможно.
Б.2 Рекомендуемые значения оценок
Оценка, балл, для АТС различных категорий
Показатель
М1м;м;*
М2
М3
N
1
n
2
N3
Автопоез
да N
Траекторная и курсовая управ
ляемость
4,54,04,04,04,04,04,03,53,5
Траекторная устойчивость
4,54,04,04,04,04,04,03,53,5
Курсовая устойчивость
4,54,04,04,54,54,04,04,03,5
Устойчивость против опрокиды
вания
5,04,54,05,05,04,04,04,04,0
Управление скоростью
4,04,04,04,04,04,04,03,53,5
Управление замедлением
4,03,54,04,04,03,53,53,53,5
Траекторная устойчивость при
торможении
4,03,54,04,04,03,53,53,53,5
Курсовая устойчивость при тор
можении
4,03,54,04,04,03,53,53,53,5
Маневрирование в ограниченном
пространстве
4,54,04,04,04,04,04,03,53,5
*Транспортные средства повышенной проходимости.
** Автопоезда М-|.
21