23
Приложение G
(справочное)
Организация обучения
G.1. Введение
Настоящее приложение содержит руководство по обучению персонала контролю биозагрязнений в чистых помещениях и связанных с ними контролируемых средах.
Постоянное, хорошо организованное и отвечающее поставленным целям обучение персонала, связанного с выполнением требований настоящего стандарта, является важной частью системы обеспечения качества. Персонал, в т.ч. работающий по контракту, должен пройти обучение с целью обеспечения неизменных, надежных и воспроизводимых результатов. Особое внимание следует уделять подготовке персонала, проводящего микробиологический контроль или анализы в лаборатории.
Для организации обучения следует разработать методические материалы и использовать технические средства обучения, вести документацию о проведении обучения и систему подтверждения квалификации персонала, прошедшего обучение. Обучение может проводиться как силами самого предприятия, так и осуществляться сторонними организациями,
В настоящем приложении рассматриваются основные вопросы и элементы системы обучения и подтверждения квалификации персонала в области контроля биозагрязнений и не рассматриваются критерии оценки знаний, эффективности проведения обучения или программ обучения персонала в целом.
G.2 Элементы типовых программ обучения;
G.2.1 Общие положения
По основным вопросам следует подготовить методические материалы с детальным описанием каждого элемента. Каждый раздел программы следует разделить на составные части и дать полное описание содержания предмета обучения.
G.2.2 Методические материалы (документация по обучению)
Методические материалы должны включать в себя следующее:
a) перечень документов, используемых при обучении, с необходимыми ссылками;
b) изложение целей и методов обучения;
c) содержание каждого раздела (темы) программы обучения с целью полного понимания излагаемых требований;
d) результаты измерений, при необходимости;
e) календарный план обучения (на данном предприятии или в другом месте);
f) порядок оценки эффективности обучения.
Следует разработать единый методический материал для принятой системы работы. Это предпочтительнее, чем разрабатывать отдельные руководства для каждого элемента или метода. Следует ввести единую форму документации и обращать основное внимание на конкретные методы работы, избегая избыточной подробной общей информации.
G.2.3 Руководство по обучению
Все документы по обучению, относящиеся к конкретной зоне или помещению, следует собрать в единый том, который будет являться руководством по проведению обучения. В этом руководстве в простой и стандартной форме должны содержаться все методы работы, разделенные на конкретные и понятные этапы, следуя которым ожидаемые результаты могут быть достигнуты.
Руководство по обучению служит, как правило, для следующих целей:
a) обучения вновь принятых сотрудников;
b) внедрения новых методов, оборудования и устройств для отбора проб;
c) установления правил работы с микроорганизмами, правил гигиены и безопасности работы в лаборатории;
d) выполнения анализа риска;
e) внесения изменений в план отбора проб или проведения текущего контроля;