ГОСТ Р 56260-2014
Д.8 Исследования и разработки
Ускорение устойчивого развития в значительной степени зависит от научного потенциала, то есть от иссле
дований и разработок. Государственная поддержка характеризуется недофинансированием экологических иссле
дований и разработок со стороны организаций из-за следующих факторов:
а) внешние последствия, связанные с экологическими исследованиями, при которых отдельные организации
оказываются неспособными получать значительный доход от исследований и разработок для компенсации своих
издержек, однако при этом общественный положительный эффект от инвестиций оказывается весьма значитель
ным;
б) возможно большие, чем в обычном бизнесе, сомнения в существовании рынков и появлении в будущем
рынков для новой продукции;
в) сомнения в национальных и международных нормативных актах и экологического законодательства, ока
зывающих влияние на продукцию и процессы, время от времени пользующихся спросом.
Помимо необходимости в увеличении инвестиций, направленных на поддержку соответствующих исследо
ваний и разработоксо стороны государственного сектора, поддержки и внедрения требуют также ряддругих техни
ческих и управленческих инноваций, включающих различные виды экологически эффективных мер. разработан
ных в рамках экологических подходов к структурам, технологическим системам и промышленной экологии.
Д.9 Многоуровневый подход
Многоуровневый подход к осмыслению, планированию необходимых мер и внедрению соответствующих
стратегий, программ и мер позволяет болев эффективно координировать желательные воздействия на процессы
устойчивого развития. Хотя эта классификация допускает систематический анализ процессов, существует опас
ность ненужного разделения, если неисключительная природа различных элементов и их взаимозависимость (в
особенности — механизмы обратной связи) еще полностью не выявлены.
Классификация различных уровней и особо важные элементы анализа или их информационное содержание
подлежат уточнению на каждом из уровней систем.
Макроэкономическиесистемы: интеграция экономических и экологических стратегий; интеграция националь
ных и международных стратегий в отношении торговли, выплаты внешней задолженности и выполнение экспорт
ных обязательств; интернационализация экологических затрат: внедрение различных положений международных
экологических соглашений и многосторонних торговых договоров; предоставление рекомендаций региональным
и местным организациям относительно различных стратегий устойчивого развития: регламентация экологических
налогов: эффективная налогово-бюджетная политика экологической защиты с предоставлением стимуловдля нее
и постепенным снижением субсидий, которые негативно влияют на экологию; реформирование различных ин
ститутов для расширения справедливого и продуктивного использования ресурсов: снижение уровня
бедности, удовлетворение минимальных нужд населения; поддержка исследований, разработок и технических
инноваций; интеграция социальных, экологических и экономических задач развития и интернационализация
расходов на лик видацию негативных экономических и экологических последствий деятельности человека.
Социоэкономические системы: обеспечение равноправия мужчин иженщин: согласование приоритетов в ис
пользовании ресурсов для удовлетворения потребностей женщин и детей: признание необходимости ликвидации
бедности и ее взаимосвязанности с экологическим развитием: формирование человеческого потенциала: эконо
мический рост в сочетании с ростом социальной справедливости и совершенствованием политики распределения
доходов: подъем уровня жизни наиболее незащищенных слоев общества; конституционализация прав человека на
здоровье и на благоприятную окружающую среду, экономические права и права женщин и детей.
Уровень организации: поддержка процессов демократизации и демократических институтов, предоставле
ние эффективной законодательной инфраструктуры и правового регулирования: кодификация и развитие между
народного экономического законодательства, укрепление рыночных институтов и частного бизнеса: использова
ние общественного или государственного сектора как катализатора поддержки развития и принятия ими на себя
не взаимоисключающих, а дополняющих функций; стимулирование деятельности общественных институтов и не
государственных организаций на различных уровнях управления в социальных, политических и экономических
сферах; содействие информированности и участию населения в планировании и внедрении экономических и
эко логических мер: привлечение государственных служащих для управления системами, с обьединением усилий
для определения взаимных связей различных факторов и снижения операционных издержек: подотчетность
деятель ности государственных чиновников различных уровней.
Уровень потребителя: ослабление стимулирования потребительского спроса (или снижение чрезмерного
производства продуктов массового потребления) может привести к повышению экологической устойчивости. На
пример, в области потребления продуктов питания значительна роль вегетарианства; установлено, что для про
изводства менее 5 фунтов сьедобного протеина мяса требуется приблизительно 100 фунтов растительного про
теина. Если человек будет потреблять протеин растительного происхождения вместо мясного, то требования к
потреблению воды и ирригации будут существенно снижены. При любом прямом и косвенном общественно-го
сударственном вмешательстве необходимо определять их влияние на требования к предоставлению ресурсов,
которые будут оказывать влияние на источники и стоки планеты.
Экологические средства будут включать, помимо прочих, следующие элементы [22):
43