ГОСТ Р 56260-2014
Первая группа — это экологические блага нематериального характера, которые включают чистую
питьевую воду, воздух без ядовитых примесей, физические средства для достойного проживания и
санитарную очистку.
Вторая группа ресурсов — это первичные экологические активы, которые сводятся к первой груп
пе и включают экосистемы, озоновый слой, морские рыбные и иные ресурсы, биологические виды, тро
пические леса и другие среды обитания, обеспечивающие разнообразие биологических видов, а также
биогеохимические активы, которые представляют широкий набор экологических ресурсов из многочис
ленных природных источников и поглотителей (стоков) планеты Земля, причем последние
обеспечива ют поглощение и возобновление запасов.
Третья группа может быть названа «экологические убытки» в противоположность термину «эколо
гические блага», характеризующему первые две группы.
Нематериальный ущерб для третьей группы факторов включает такие элементы, как ущерб от
токсических соединений, парниковых газов, кислотных дождей, загрязнения атмосферы, воды и земли.
5.4.1.2 Общая цель политики управления окружающей средой на основе принципа устойчивости
состоит в максимизации первых двух групп и минимизации рисков, связанных воздействием факторов
третьей группы.
Важно выявить различные компоненты экологического потенциала развития в общей системе
производства, достигаемого экономического благополучия и устойчивого развития.
5.4.1.3 В широком смысле экологический потенциал развития может быть классифицирован по
четырем типам:
- потенциал юридического лица (основанный на производстве или связанной с ним экономиче
ской деятельностью):
- природный потенциал (состоящий из невозобновляемых и возобновляемых ресурсов, включая
атмосферу, источники и поглотители планеты и некоторые другие экологические ресурсы):
- человеческий потенциал (знания, технические ноу-хау, здоровье):
- социальный потенциал {культура, общественные организации, эффективность и качество функ
ционирования различных учреждений, коллективное поведение, ответственность, социальные нормы и
участив общества в принятии решений).
5.4.2 Стратегии экономического развития с учетом экологических аспектов
5.4.2.1 Проблема разработки стратегий экономического развития, которые учитывают перечис
ленные в 5.4.1 аспекты при реализации экономических целей, связана с необходимостью минимизации
уровня бедности и максимизация качества жизни на основе устойчивости для нынешнего и последую щих
поколений (то есть поиск устойчивого экономического развития и выявление требований к устой чивой
экологии).
5.4.2.2 Проблема выработки состоятельной стратегической политики состоит в анализе эконо
мических и экологических ресурсов для выполнения поставленных целей, а также в разработке эф
фективных механизмов преобразования, применимых на локальном, национальном и международном
уровнях. Последнее зависит от гуманитарных и технических аспектов, институтов и организаций, стран
и географических регионов с различными характеристиками (социоэкономическими. антропологиче
скими. политическими идр.). Таким образом, важно определить основные предпосылки элементов пре
образований, которые в принципе могут приводить к эффективному достижению поставленных целей.
5.4.2.3 Критерием эффективности является минимальность общих затрат (включая затраты на
корректировку и операционные затраты, помимо прямых расходов) за требуемый период времени.
54.2.4 Среди наиболее значимых проблем выживания человека являются его физическое здоровье и
материальное благополучие во взаимосвязи с интеграцией аспектов экологии и экономического развития.
5.4.2.5Большинство экономических и экологических стратегий имеет дело с вопросами, не свя
занными с остальной экономической системой, поскольку взаимные связи между улучшением здоро
вья и экономическим благополучием до сих пор еще недостаточно изучены. Заслуживает внимание
тот факт, что в 1997 г. Специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН в своей Программе развития на
XXI век в параграфе 31 установила «Вопросы здоровья должны быть полностью интегрированы в
национальные и субнациональные планы устойчивого развития и введены в проекты и программы раз
вития в качестве компонента оценки влияния факторов окружающей среды». Необходимо разрабаты
вать действующие рекомендации и вводить их с помощью международных финансовых организаций и
других многосторонних кредитных организаций для реализации этих требований.
22