ГОСТ Р 56260-2014
Неосмысленные стратегии и программы малоэффективны для внедрения. Одним из последствий
некоторых псевдомер, претендующих на использование концепции устойчивого развития, было грубое
пренебрежение феноменом бедности во всем миро и затушевывание проблемы экономического нера
венства (в особенности между развитыми и развивающимися странами). Следует отметить, что особо
важные связи между бедностью и окружающей средой относятся к наименее изученным вопросам,
даже спустя десять лет после принятия декларации, подписанной в Рио-де-Жанейро.
Двумя важными и неотложными мерами, которые целесообразно предпринять для реформирова
ния стратегий управления экологическими и экономическими процессами, являются:
а) определение роли ликвидации бедности и снижения неравенства как неотъемлемых частей
программы реализации экологических и экономических целей развития;
б) осознание различий между экономической устойчивостью, экологической устойчивостью и
устойчивым развитием, с формулированием приемлемых стратегий и с учетом исключительной роли
этих критериев.
В поспешности проведения глобализации, основанной на рыночных отношениях, большинство
проектировщиков и людей, принимающих решения игнорировало тот факт, что многие виды продукции
широкого потребления и услуги до сих пор еще не маркетизированы. то есть по некоторым позициям
товаров имеются так называемые отсутствующие рынки.
Маловероятно, что интересы, связанные с разными поколениями, будут учитываться с принятием
только основанных на рыночных отношениях подходов к управлению ресурсами. Сознательный и про
думанный баланс насущных и предполагаемых потребностей, а также экономические и экологические
цели остаются неизменными требованиями. Указанный баланс, поддерживаемый с помощью экономи
чески эффективных мер. гарантирует разработку прагматичных стратегий.
Существует постоянная необходимость в поддержании и повышении качества жизни, в первую
очередь человека, а во вторую — всех остальных биологических видов.
Изменения окружающей среды будут приводить к запланированным и незапланированным рас
ходам. которые понесет большинство ныне существующего и последующих сообществ, если необ
ходимое внимание сегодня не будет уделяться предотвращению и/или ослаблению этих изменений.
Последнее становится особенно значимым, если изменения природных факторов станут такими, что их
ускорение не оставит нам достаточного времени на приспособление к ним и снижение их воздей ствия.
Глобальное экономическое благополучие, повышение качества окружающей среды и устойчи
вость требуют экологической безопасности и стабильности. В большинстве исследований по стандарт
ному экономическому анализу, основанному на принципе экономической эффективности, предполага
ется стабилизация легко приспосабливающихся к различным факторам экосистем. В отсутствие пред
посылок к восстановлению нормального функционирования экосистем экономически эффективное ре
шение повлечет за собой малые отклонения, которые, тем не менее, могут привести к значительному
экологическому и экономическому ущербу, результатом чего будет принятие неэффективного решения.
Для достижения желаемых глобальных целей необходимо предпринять ряд скоординированных на
международном уровне мер. Новая международная экологическая организация которая создается для
эффективного функционирования, может содействовать процессам интеграции экологии и экономиче
ского развития, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Всемирная экология носит черты глобального общественного блага, польза от которого распре
деляется между всем человечеством, а затраты на нее — только между его частью. Затраты на лик
видацию экологического ущерба зачастую носят обезличенный характер, не затрагивают виновников
ущерба, вызывают сомнение в размере и вероятности причинения ущерба. Все это осложняет про
блемы подотчетности и закрепления ответственности. Таким образом, существует необходимость в
объединении ресурсов, которые будут предоставляться интенсивно потребляющим их странам для ос
вобождения от расходов нуждающихся стран.
Одна из предложенных рекомендаций по усовершенствованию стратегии экологического управ
ления. по критерию Парето, состоит в том. что бюджетные ассигнования страны на уменьшение загряз
нения окружающей среды (в национальном или глобальном масштабах) должно быть пропорциональ но
уровню доходов и эффективности технологии снижения уровня загрязнения в этой стране.
Одним издейственных положений, одобренных в Дохийской декларации, (параграф 33). является
признание «важности технического содействия и наращивания потенциала в области торговли и охра ны
окружающей среды в развивающихся странах, в частности — в наименее развитых странах мира».
12