ГОСТ Р 56260-2014
Приложение Д
(справочное)
Вклад негосударственных организаций в международные экологические договоры
Нижеприведенные выдержки носят иллюстративный характер, не являются исчерпывающими и служат для
формального указания роли негосударственных организаций в ряде международных экологических договоров.
Д.1 Международная конвенция о регулирования китобойного промысла (1946 г.)
Статья 4 гласит: «Комиссия может либо в сотрудничестве с независимыми агентствами (или через них) дого
варивающихся Правительств, или вместе с другими государственными или частными агентствами, организациями
или учреждениями, или же независимо от них изучать, оценивать и распространять информацию, касающуюся
методов поддержания численности поголовья китов».
Д.2 Конвенция о международной торговле исчезающими видами животных (1973 г.)
Статья 11 гласит: «Любой орган или агентство, обладающие формальным правом по защите, сохранении
или управлении дикой фауной и флорой, которые информируют Секретариат об их желании быть представленны
ми на заседаниях Конференции в виде наблюдателей, будут допущены, если по крайней мере одна треть сторон
представляют собой: а) международные агентства или какие-либо органы, государственные или негосударствен
ные и б) национальные негосударственные агентства или органы, которые были созданы для этих целей государ
ствами. в которых они расположены».
Д.З Монреальский протокол к Венской конвенции по воществам. вызывающим разрушение
озонового слоя (1987 г.)
Статья 11 гласит: «любой орган или агентство, национальное или международное, государственное или не
государственное. обладающее правом, связанным с защитой озонового слоя Земли, которое информирует Секре
тариат о своем желании быть представленным на заседаниях сторон в качестве наблюдателя, могут быть допуще ны.
если, по крайней мере, одна треть сторон представят объект».
Д.4 Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (1992 г.)
Статья 7 и ст. 11.
Д.5 Орхусская конвенция по доступу к информации, участию общественности в принятии
решений и доступу к законодательству по вопросам экологии (1998 г.)
В преамбуле Конвенции определено, помимо прочего, «важность соответствующих ролей, которые отдель
ные граждане, негосударственные организации и частный бизнес могут играть в защите окружающей среды».
Данная Конвенция в ст. 3 также устанавливает следующее: «Каждая сторона должна обеспечивать надлежа
щее определение, выявление и поддержку ассоциациям, организациям или группам, содействующим защите окру
жающей среды, и гарантировать, что их национальная юридическая система не противоречит этому
обязательству».
Д.6 Роль бюджетно-финансовых субсидий
Роль бюджетно-финансовых субсидий в экологически благоприятные процессы и продукцию требует всесто
роннего изучения на уровне каждой страны и отрасли промышленности.
Инициативы на корпоративном уровне и на национальных государственных уровнях в отношении проведе
ния исследований, развития и технического прогресса являются одними из позитивных мер интеграции экономиче
ских и экологических аспектов для устойчивого экономического развития.
Передача экологически испытанных технологий и льготное финансирование для этих цепей являются важ
ными шагами, которые требуют гораздо большего внимания. Хотя уместность этих мер отмечалась на протяже
нии последних трех десятилетий и подчеркивалась в некоторых международных соглашениях, масштаб подобных
процессов остается пока весьма скромным. При применении приемлемых стимулов частный бизнес должен быть
заинтересован в расширении рынка и увеличении объема передаваемых экологически испытанных технологий.
Роли неправительственных организаций необходимо придать организационные рамки (регламентировать) в
большинстве проводимых экологических и экономических работ.
Д.7 Продвижение вперед
Технологии эффективного использования энергии имеют самое большое значение для контроля газов, вы
зывающих парниковый эффект и поэтому требуют многосторонних исследований и разработок соответствующих
технологий и способов производства.
42