ГОСТ Р 56260-2014
4.1.1.3 РР предполагает текущее вовлечение ресурсов для предотвращения получения возмож
ных отрицательных результатов при выполнении определенных действий. Данный подход требует
поиска компромисса между интересами будущего и настоящего и. таким образом, в неявном виде
зависит от предполагаемого дисконтирования и последующей оценки ресурсов. Применение прин
ципа экологической предосторожности может принимать форму дополнительного предупреждения
и распределения текущих ресурсов для восприятия потенциальных проблем в данное время, а не в
будущем. Существуют затраты или надбавки к цене, при которой некоторые страховые обязательства
(для меньшего риска) могут быть включены в экономические и экологические стратегии и их функци
онирование.
4.1.1.4 Применение принципа экологической предосторожности требует баланса интересов. На
пример. можно избежать применения некоторых видов пестицидов, если имеются органические удо
брения или другие менее вредные химические препараты. Однако общий запрет на применение пе
стицидов не принесет большой пользы, если он будет приводить к значительной потере урожая и де
фициту продовольствия. Можно стремиться к применению принципа экологической предосторожности
для защиты человека и окружающей среды от отрицательных воздействий, вызванных применением
этих химических препаратов, но можно и игнорировать значимость применения того же принципа для
сохранения жизни людей при их бесперебойном снабжении продовольствием.
4.1.1.5 Разумное следование принципу экологической предосторожности для устойчивого разви
тия требует определения областей применения, например проблемы концентрации парниковых газов в
атмосфере, сокращения биологического разнообразия, деградации почвы и ее опустынивание. Кроме
того, такие острые проблемы человечества, как повышенная детская и материнская смертность,
недо едание детей, которые носят необратимый характер, также требуют применения той или иной
формы РР. Многие из этих факторов, если отвлечься от их временного влияния, приводят к
отрицательным последствиям из-за воздействия низкого уровня человеческого потенциала на
экологическое и эконо мическое развитие.
4.1.1.6 Использование принципа экологической предосторожности требует определенной осмо
трительности. а факторы неопределенности должны толковаться в пользу принятия разумных мер по
обеспечению безопасности.
4.1.1.7 Роль принципа экологической предосторожности до настоящего времени в основном огра
ничивалась в обеспечении возможности толкования сомнений в пользу экологических ресурсов.
4.1.1.8 Среди международных соглашений, принявших принцип экологической предосторож
ности. можно указать Соглашение, связанное с сохранением и управлением рыбными запасами и
запасами далеко мигрирующих рыб. предусмотренное ст. 5 (с) Соглашения о применении РР. Кар
тахенский протокол по биобезопасности (к Конвенции по сохранению биологического разнообразия)
является одним из документов, также принявших этот принцип. Широкое использование принципа,
вероятно, может привести к повышению общественной информированности и эффективности уча
стия общественности.
4.1.1.9 Назрела острая необходимость в разработке детализированных правил, регламентиру
ющих ответственность и обязательства по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде, и
действия, не противоречащие международному законодательству. Эти правила должны основываться
на принципе экологической предосторожности. Существует несколько показательных случаев, харак
терных в этом отношении. РР проявляет себя как норма международного права. Некоторые важные
предпосылки для эффективного внедрения этого принципа включают оценку потенциальных рисков,
установление стандартов экологической предосторожности, подборку данных и проведение соответ
ствующих основополагающих научных исследований. Неопределенность, возникающая из-за получе
ния неправильных, неадекватных данных или неопределенности должна также рассматриваться в кон
тексте термина «научная неопределенность», что представляется разумным для обобщений и включе
ния в статистическую неопределенность.
4.1.1.10 Принцип экологической предосторожности вначале рассматривался как рекомендатель
ный нормативный акт. однако теперь он превратился в документ Общего международного законода
тельства (Customary International Law. CIL). то есть стал нормативным документом международного
права. Это характерно для определенных экологических вопросов, по которым заключены обязатель
ные к исполнению договоры между государствами в тех случаях, когда рекомендательные акты транс
формируются в законы. РР разъясняется в ряде международных соглашений (в том числе
заключенных в Европейском союзе) и поэтому расценивается как документ CIL.
7