ГОСТ Р 56260-2014
Большинство применений ВСА предполагает использование нескольких критериев «соразмер
ности». Критерий «строгой соразмерности» предполагает существование общего масштаба цен, что
позволяет закреплять численные значения за каждым фактором и функцией, включенным в процесс
принятия решения. Данный подход может напрямую противоречить ряду требований устойчивого раз
вития. Критерий «слабой соразмерности» основывается только на ранжировании предпочтительных
параметров среди всех возможных и не требует закрепления численных значений за всеми рассматри
ваемыми параметрами, однако он может оказаться достаточным для выработки приемлемых стратегий и
масштабов деятельности или вмешательств в управление окружающей средой. Никакой из этих под
ходов не имеет смысла при отсутствии организационных выводов, ограничений и эффективности.
8.2 Расширение рамок анализа
В данном разделе разъяснен ряд рабочих аспектов принципов устойчивого развития, учитываю
щего интересы последующих поколений, включая роль надежного законодательства и оценки глобаль
ных экологических ресурсов.
Необходимо обобщить аспекты экономического и экологического управления, которые, повышая
эффективность одной характеристики управления, положительно влияют на другие. Большинство из
существующих практик в этом отношении ограничиваются как недостаточным пониманием послед
ствий, так и систем управления, которые больше соответствуют высшим приоритетам капиталоемких
проектов, чем лучшему управлению существующими проектами.
8.2.1 Неэффективность экономической деятельности без учета проблем экологии
Неэффективная структура производства/потребления в большинстве сфер экономической дея-
телыюсти является первичным источником нерационального использования экономических и экологи
ческих источников. Примеры этому можно видеть практически в каждой отрасли экономики и в каждом
регионе мира.
Использование экологически испытанных технологий является наиболее важной предпосылкой
для повышения эффективности экономических и экологических показателей.
Это относится не только к рыночным отношениям или к развивающимся странам. Роль внешнего
льготного финансирования и передача экологически испытанных технологий остаются в этом отноше
нии основополагающими элементами.
Программные положения о передаче экологически испытанных технологий представлены в при
ложении Г.
Возникает закономерный вопрос: почему привлекаемые к деятельности стороны на первый план
не ставят сокращение убытков? Как правило, это происходит или потому, что используемые техноло
гии не обеспечивают повышение эффективности и/или из-за того, что повышение эффективности до
предельно высокого уровня не приводит к получению прибыли, достаточной для оправдания затрат на
инвестиции и инновации.
Важен факт нерационального применения традиционных принципов с предельно высокой себе
стоимостью и предельной выгодой: поскольку внешние последствия и экологические затраты на предо
ставление природных благ и функций при низкой эффективности производства не входят в калькуля
цию затрат, то в результате общество продолжает наносить ущерб природе. Если интернационали
зация экологических затрат станет полностью возможной, то предельно высокие затраты снизятся, а
выгода увеличится.
Имеются регионы со случайными сценариями развития, где невозможно полностью исключить
неэффективное производство, однако, как ожидается, повышенная эффективность внесет большой
вклад в снижение экологического ущерба в различных отраслях промышленности, особенно в развива
ющихся странах и регионах.
Среди наиболее бюджетно-финансовых и рыночных инструментов для правового регулирования
проблем окружающей среды имеется ряд оказывающих влияние на экологию налогов, в широком по
нимании называемых зелеными или экологическими налогами. Эти налоги разработаны и внедрены во
многих развитых странах мира, а также в нескольких развивающихся странах. Некоторые из упо
мянутых налогов направлены на уменьшение негативных экологических последствий производства и
потребления, а некоторые — на их регулирование в направлении повышения качества окружающей
среды. Можно уточнить, что эти налоги обычно не ориентированы на предоставление экологических
благ нематериального характера.
32