ГОСТ Р 56260-2014
8.3 Экономика экологических налогов
Термины «зеленый налог» или «экологический налог» или «плата за загрязнение» часто являются
взаимозаменяемыми, хотя не означают в точности одно и то же.
Принцип возмещения ущерба виновником загрязнения (Polluter Pays Principle. РРР) получил свое
развитие и организационно был поддержан ОЭСР — Организацией экономического сотрудничества и
развития для принятия странами — участницами Организации в основном с промышленно развитыми и
развивающимися экономиками. Документ ОЭСР устанавливает:
а) принцип распределения затрат на предупреждение загрязнений и меры контроля для
стимулирования рационального использования скудных экологических ресурсов и во избежание
перекосов в торговпе и инвестициях; затраты на эти меры «должны отражаться на затратах на
природные блага и функции, ущерб которым нанесли эти загрязнения при производстве и/ипи по
треблении»;
б) если принимать во внимание экологические затраты, то рынок оказывается неспособным их
учитывать в системе цен. Несмотря на то, что эти общие принципы были сформулированы более чет
верти века назад, вопрос интернационализации экологических затрат остается спорным, в особенности
когда это касается международной торговли товарами и услугами [22].
В последние годы государственная политика в промышленно развитых странах отдает предпо
чтение еще нескольким формам экологических налогов (или налогов на загрязнение), частично направ
ленных на персональное налогообложение с одновременным определенным ослаблением выбросов.
Общей чертой в этом изменении характера налогов является то, что они не оказывают влияния на до
ходы государства.
При наличии существующих налоговых искажений введение новых экологических налогов может
до некоторой степени увеличить экономический выигрыш от повторного использования доходов, одна
ко в этом случае двойной выигрыш отсутствует.
Основные выводы из положений, посвященных экологическому налогообложению, таковы.
а) налогообложение является полезным инструментом, если оно разработано и эффективно вне
дрено:
б) из-за эффектов зависимости экологических налогов от ранее существовавших в экономике на
логов. значения оптимальных экологических налогов стремятся приблизительно к 10-30% ниже ставки,
определенной с помощью традиционного анализа методом частичного равновесия;
в) в зависимости от повторного использования доходов или других факторов использования этих
налоговых поступлений, результирующий эффект от налоговых сборов может быть для различных об
щественных групп нарастающим, неизменным или убывающим.
Затраты на ликвидацию последствий производственной деятельности и потенциальная конкурен
ция заслуживают внимания на национальном и международном уровнях.
8.4 Рекомендации
Недостаточно развитые и неэффективно работающие рынки неизбежно приводят к переоценке
экологических благ и функций, а также к излишнему потреблению. Эта особенность должна быть про
тивопоставлена проблеме сохранения окружающей среды. Повышенное внимание к этой проблеме
может впоследствии минимизировать завышенные затраты. В этой ситуации различные сообщества и
их экономические системы должны изучать специфические последствия альтернативных действий и
стратегий в отношении системы экологической.
Значимость экологического налога должна быть тщательно изучена в каждой стране. Существует
необходимость в учреждении для этой цели независимой международной комиссии по экологическому
налогообложению, причем данная организация должна разрабатывать практические программы для
различных стран - членов ООН.
Среди других специфических стратегических проблем, требующих своего рассмотрения, можно
назвать следующие:
а) оценки предельных затрат должны быть проанализированы с учетом предельной выгоды, полу
чаемой в результате усовершенствований или внедрения новых технологий; как затраты, так и доходы
должны быть основаны на расчетах с учетом широкого круга факторов экосистемы.
б) предоставление доступа развивающихся стран к экологически проверенным/эффективным
технологиям для реализации указанных выше усовершенствований, а также для реализации новых
проектов, обеспечивающих получение локальных или глобальных экологических выгод;
33