ГОСТ Р 56260-2014
Определяющий элемент в любой классификации собственности — это организационный ме
ханизм управления, подразумевающий защиту режима собственности, которая должна быть эф
фективна. а затраты на предоставление подобной административной и юридической защиты оста
ются несущественными для бенефициариев или держателей прав. Это часто является неустанав
ливаемым предположением при анализе и рекомендациях политических мер, основанных на учете
режимов собственности. На практике режим общественной собственности на ресурсы может транс
формироваться в режимы частной собственности или режим открытого доступа, если государство
или другая организационная структура не в состоянии выполнять свои обязательства по разработ ке
и выполнению соответствующих механизмов управления. Если игнорируются начальные или
установочные затраты на обеспечение и реализацию прав собственности, то легче интерпрети
ровать достоинства режимов частной собственности. С другой стороны, если затраты на струк
турные реформы слишком высоки (или политически неприемлемы) для эффективного проведения
реформ, то такие затраты должны быть сравнимы с периодическими затратами из-за потери эф
фективности при переформированных режимах собственности. Что при этом остается важным —
так это определение наличия указанных элементов и проведение прагматических мер по реформи
рованию. которые постепенно смещаются в направлении оптимального управления ресурсами при
минимальных затратах.
6.2 Управление ресурсами с открытым доступом
Большинство проблем управления окружающей средой можно рассматривать с точки зрения ре
жима управления ресурсами, который испытывает недостаток управления источниками и сбросами ре
сурсов планеты Земля, часто не напрямую связанный с правами собственности и обязательствами по
возмещению ущерба. Их отсутствие обычно характеризует режим открытого доступа и охватывает все
виды внешних последствий.
Достигнуто согласие в том, что государство должно некоторым образом защищать интересы бу
дущего от нерациональных действий и наших эгоистических предпочтений. Это прямая обязанность
государства, которое фактически является лицом, распоряжающимся общим имуществом на правах
доверительной собственности в интересах не розданных пока поколений, а также в интересах живу
щих ныне граждан, и при необходимости — путем издания законодательных актов для защиты невоз
обновляемых естественных ресурсов государства от необдуманного и неосторожного причинения им
непоправимого вреда.
Эффективное управление различными природными активами требует фундаментальных иссле
дований. включающих и соответствующий учет, который будет проанализирован ниже.
6.3 Экономический и экологический учет ресурсов
Чистый национальный продукт (ЧИП), представляет собой общую характеристику экономическо
го благополучия страны в случае определения изменений окружающей среды. Роль рыночных и иных
оценок ресурсов при этом остается важной особенностью, что. однако, может предполагать
некоторые неоднозначные методы оценки.
Прагматичная, с точки зрения возможных действий и вытекающих из них затрат и доходов, стра
тегия вряд ли может возникнуть при отсутствии информации о характеристиках конкретных биогеофи-
зической системы. Последняя обычно должна включать (22):
а) данные и сведения о динамике системы и процессах эволюции, природный баланс и его из
менение;
б) относительные роли антропогенных и иных факторов в изменяющемся мире:
в) изменения в способности восстановления функций экосистемы;
г) экономические силы, действующие на каздый из вышеупомянутых факторов.
Необходимо идентифицировать изменения в абсорбционной способности экосистемы в связи с
деятельностью на региональном и глобальном уровнях.
Среди проблем необходимо учесть следующие.
1) стабилизацию уровня парниковых газов, защиту озонового слоя и сохранение лесных запасов;
2) сохранение биологических ресурсов;
3) регулирование местных и микроэкологических проблем, таких как загрязнение воздуха в боль
ших городах, проблему твердых отходов, защиту водоразделов идругих жизнеобеспечивающих защит
ных функций природы.
Все это требует значительных усилий при оценках состояния окружающей среды.
26