ГОСТ Р 56260-2014
- в качестве признания реальных экологических ограничений организации следует ответственно действо
вать с целью повышения своей собственной результативности, а также результативности партнеров в рамках ее
сферы влияния.
5) «Сберегай ресурсы». Товаропроизводитель должен быть заинтересован в политике ресурсос
бережения (ГОСТ Р 55103) и в том. чтобы оформлять и своевременно предоставлять по требованию
уполномоченных органов и/или общественности достоверную отчетность о социально-экологической
эффективности производства, потреблении первичных и вторичных ресурсов (из отходов).
Этот принцип взаимосвязан с Орхусской конвенцией, которая была подписана 38 странами в г. Ор
хусе (Дания) 25 июня 1998 г. на 4-й Конференции министров окружающей среды европейских стран в
рамках процесса «Окружающая среда для Европы». Цель Конвенции — поддержка защиты прав чело
века на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, доступ к информации,
участие общественности в процессе принятия решений идоступ к правосудию по вопросам, касающим
ся окружающей среды.
6) «Загрязнитель платит». Товаропроизводитель, признанный виновником загрязнений, обязан
возмещать негативные воздействия на окружающую среду, что должно быть установлено и документи
ровано при распределении прав собственности на природные активы.
П р и м е ч а н и я
1 Принцип заставляет производителей — виновников загрязнений оплачивать разницу между социальноне-
обходимыми и собственными затратами на предоставление продукции и услуг.
2 Этот принцип был впервые официально признан Организацией экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) в 1975 г.
Организации следует нести расходы, связанные с загрязнением окружающей среды, вызванным
ее деятельностью, исходя либо из степени экологического воздействия на общество и необходимых
коррективных мер. либо из того, насколько загрязнение превысило допустимый уровень (см. принцип
16 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среды и развитию).
Организации следует стремиться учитывать расходы и количественно оценивать экономические и
экологические преимущества от предотвращения загрязнения вместо того, чтобы заниматься устране
нием его последствий, используя принцип «Загрязнитель платит». Организация может решать вопросы в
сотрудничестве с другими субъектами хозяйственной деятельности и разрабатывать соответствую щие
экономические инструменты, формируя фонды, на случай непредвиденных расходов, для покры тия
расходов на крупные экологические инциденты.
4.1.1 Принцип экологической предосторожности
Принцип экологической предосторожности (РР) основан на идее, предполагающей, что любая
существующая неопределенность должна интерпретироваться в пользу мер по обеспечению без
опасности. В декларации второй Всемирной климатологической конференции на уровне министров
(Женева, 1990 г.) отмечено, что «в тех случаях, когда существует угроза причинения невосполнимого
ущерба, недостаток научной определенности не должен использоваться как причина для отсрочки
проведения экономически эффективных мер для предотвращения деградации окружающей среды». В
экстренном порядке РР должен применяться в области утраты разнообразия биологических видов,
которая имеет биологические, экологические, генетические, экономические и другие отрицательные
последствия.
4.1.1.1 Декларация, принятая в Рио-де-Жанейро на встрече на высшем уровне «Планета Земля»
в Повестке дня на XXI век (принцип 15) установила: «Для защиты окружающей среды государствами
должен широко применяться, в соответствии со своими возможностями, принцип экологической предо
сторожности». Начальная международная формулировка этого принципа была дана на первой Между
народной конференции по защите Северного моря в 1984 г. Основное внимание было привлечено к вы
бросам в морскую среду. Роль РР с момента его утверждения на второй Международной конференции
по Северному морю в 1987 г. заметно возросла.
4.1.1.2 Ключевые элементы официального определения принципа экологической предосторож
ности связаны:
а)с порогом определяемых угроз, против которых становятся оправданными опережающие дей
ствия;
б)бременем доказательств вкладчику или предпринимателю невозможности нанесения реально
го вреда предлагаемыми действиями.
6