ГОСТ Р 56260-2014
в)определение роли и применимости широкомасштабных экономических, зависящих от отрас
ли промышленности и рода деятельности, экологических налогов и их оценка для каждой страны и
местных административных образований с рассмотрением затрат на администрирование таких систем
(включая определение соответствующих операционных издержек, пределов утечки денежных средств
и коррупции), прозрачности и подотчетности новых систем.
9 Эффективная интеграция: экономические и экологические стратегии
9.1 Принцип дифференцированной ответственности
Гармонизация и интеграция экономических и экологических стратегий в развитых и развивающих
ся странах являются частью процесса интеграции глобальной экономики и окружающей среды.
Общая ответственность стран согласно принятым международным соглашениям, не всегда пред
полагает общие стандарты исполнения. Принцип дифференцированной ответственности (CBDR, при
нятый государствами в Рио-де-Жанейро в 1992 г.), известен как принцип 7Декларации Рио.
Подобная ответственность является общей проблемой глобальной экологии, которая объединяет
различные государства в понимании необходимости решения данной проблемы. Признание изменя
емого уровня ответственности с учетом возможностей каждой страны с целью смягчения негативных
проблем или предотвращения некоторых из них остается важным аспектом для обеспечения активного
участия стран в глобальном управлении окружающей средой. Подобный элемент разумной дифферен
циации может в значительной мере способствовать выполнению обязательств.
Принцип 7 Декларации Рио также включает утверждение о том. что развитые страны оказывают
большее давление на глобальные экологические ресурсы, благодаря чему дифференцированная от
ветственность становится отчасти и экологической ответственностью, обращенной в основном к раз
витым странам. Другими важными факторами являются технические и финансовые ресурсы, которыми
располагают развитые страны.
Среди проблем дифференцированной ответственности различных государств — изменяющиеся
потребности экономического развития. Краткосрочные приоритеты зачастую преобладают над долго
срочными. Только в некоторых случаях может быть достигнута согласованность в выборе стратегиче
ских подходов. Принятие принципа CBDR имеет несколько стратегических последствий, таких как.
а) развитые страны обладают большими ресурсами для глобального управления окружающей
средой;
б) развитые страны исторически несут большую ответственность за некоторые из возникших гло
бальных экологических проблем, чем другие страны;
в) развивающимся странам требуется время и ресурсы для адаптации к ведению экологически
разумной практической деятельности.
г) развивающиеся страны не требуют освобождения от коллективной ответственности при при
емлемом определении их относительных вкладов;
д) предоставление развивающимся странам экологически испытанных технологий идругих ресур
сов на льготных условиях является этичным и законным долгом развитых стран;
в)экономическая эффективность увеличивает ресурсы в развивающихся странахдля повышения
экологической эффективности с разделением затрат между странами.
9.2 Приоритеты при выполнении стратегических задач
Для объединения различных разрозненных стратегий и программ, направленных на внедрение
принципов устойчивого развития, необходимо запустить и поддержать ряд новых инициатив, а также
ускорить выполнение ряда уже действующих.
Наращивание потенциала и предоставление благоприятных условий являются важными элемен
тами, требующими внимательного рассмотрения.
В Декларации ООН «Цели развития на рубеже тысячелетия», принятой накануне 2000 г., подчер
кнута необходимость пересмотра приоритетных направлений, в том числе относящихся сфере эколо
гии.
9.2.1 Социальные приоритеты:
- конституционные гарантии экологических прав, права на здоровье и обеспечение прав живот
ных (правительства стран);
34