ГОСТ Р 56260-2014
Можно указать пять типов мер для предотвращения ухудшения или восстановления характери
стик окружающей среды, вызванных экономической деятельностью [2]. а именно:
1) сокращение некоторых видов экономической деятельности;
2) изменение вида выпускаемой продукции, иными словами, производство другой продукции или
изменение системы личного потребления;
3) изменение вводимых материалов без изменения вида выпускаемой продукции путем примене
ния новых технологий;
4) деятельность по предотвращению ухудшения окружающей среды без изменения самих видов
деятельности, например путем использования природоохранных технологий в конце производственно го
цикла;
5) восстановление окружающей среды и меры по уменьшению экологических последствий эконо
мической деятельности.
6.4 Снижение плодородности почвы
В качестве иллюстрации различий между экономическим и экологическим учетом и их значимо
стью. рассмотрим проблему снижения плодородности почвы. Деградация почвы отражается в конце
отчетных периодов в стандартных национальных отчетах об исполнении государственного бюджета как
уменьшение количества произведенного продукта или как повышение стоимости продукции в тех ме
стах. где фермеры препятствуют деградации почвы, например путем применения более эффективных
удобрений. Снижение запасов этого естественного потенциала обычно не регистрируется в обычных
системах учета. Исходя из экономических перспектив и перспектив внедрения нового учета, фактор
долгосрочной продуктивности истощенных почвенных ресурсов остается важным. Учет количества ис
тощенной почвы, а также количества и качества остальной почвы также важен, поскольку они являются
дополнительными факторами, влияющими на продуктивность, такими как. например, содержание ще
лочи в почве.
6.5 Рекомендации
Важно определить взаимозависимости, пределы для экосистем и нагрузки на окружающую среду,
выраженные с позиций способности восстановления функций и предельно допустимых максимальных
нагрузок на экосистемы планеты.
Функционирование и эффективность работ в определяющей степени зависят от поддержания
экологических ресурсов в общем и экосистем в частности. Таким образом, назрела необходимость в
принятии интегрированной системы учета экономических и экологических ресурсов и в их совмест ном
использовании вместе со стандартными показателями чистого национального продукта, а также в оценке
экономического роста с целью определения тенденций экономического и экологического благо получия
стран.
Никакие стратегии и программы, выработанные многосторонними и национальными финансовы
ми организациями, не должны игнорировать эти особенности при выдаче рекомендаций к программам,
приводящим к экономическому росту.
Предоставление займов на льготной основе в стране и на международном уровнедолжно исполь
зоваться в качестве потенциала и способа содействия в создании и сохранении экологических благ и
функций, а также препятствовать деятельности, наносящей экологический ущерб.
Вопросы активизации человеческого потенциала, признание необходимости благополучия после
дующих поколений и внедрение специальных экономических и иных программ, относящихся к разным
поколениям, заслуживают особого внимания.
Основные аспекты комплексных экономических и экологических проблем управления, совмести
мые с требованиями принятия принципа устойчивого развития таковы:
- снижение уровня бедности (забота об экономическом благополучии, относящаяся к разным по
колениям и его распространение);
- повышение уровня жизни всех сообществ (межгосударственная взаимозависимость и реализа
ция принципа справедливости);
- предоставление экологических благ.
- защита и сохранение природных ресурсов;
- минимизация экологического ущерба.
27