ГОСТР ИСО 23185—2013
Введение
Подвлиянием научно-техническогопрогресса мировоесообщество все быстреедвижется всвоем
развитии по пути формирования многоязычного информационного общества знаний, для которого
характерно все более глубокое проникновение информационно-коммуникационных технологий во все
сферы жизни. Для поддержания высоких темпов развития индустрии знаний и информационных ресур
сов крайне важно иметь надежные языковые ресурсы (такие как собрания текстов и речей, терминоло
гия, словари прикладной лингвистики и др.). Таким образом, терминологическая информация
становитсяключевымэлементом любыхрегуляционныхдействий, которые, например, хорошозаметны
в области технической стандартизации, управлении качеством и охране прав интеллектуальной
собственности.
В постояннорасширяющейсясемантической сетиспециализированные инеспециализированные
браузеры или сетевые службы обеспечивают поиск сетевых баз данных и порталов со структурирован
ным содержимым (т.е. совокупностью информационных элементов на уровне лексической семантики).
Пользователь в ответ на свой запрос хочет иметь максимально релевантные и надежные сведения, в
которыхнепотеряна важнаядля него информация. Поэтомудляудовлетворения реальныхпользовате
льских потребностей результаты автоматического или полуавтоматического поиска все больше нужда
ются в соответствующей компоновко исжатии с применением методов семантического анализа.
Если в результате поиска по массивам структурированного контента отыскивается информация,
кажущаяся релевантной, то далее должны выполняться систематические процедуры синтаксической и
семантическойфильтрации, отбора иоценивания. На каком-тоэтапе этих процедур браузеры или сете
вые службыдолжны осуществлятьчеткое выделение из всего массиваинформации релевантныхидос
товерных терминологических данных, которые собираются в целях установления соответствующих
приоритетов и оптимизации.
Терминологические данные могут служить множеству разных целей, из которых наиважнейшими
являются:
- представление знаний (формулирование концептуальных понятий);
- упорядочение системы знаний (классификация понятий);
- обеспечениедоступакдругимтипамструктурированноголибонеструктурированногоконтентаи
- предоставление средств или элементов коммуникации и передачи знаний.
Применительно к таким сферам, как перевод, локализация иуправление контентом, оказываются
необходимымитакжесистематические методыавтоматическойили полуавтоматической оценки исрав
нительного анализа ресурсов или собранных терминологическихданных.
IV